Еще один архетип из коллекции Питера Сенге. Суть этого архетипа в том, что два человека или фирмы конкурируют за какой-то общий, но ограниченный ресурс. Этим ресурсом может быть, например, финансирование или некое поощрение, от которого зависит успех той и другой стороны. Ловушка заключается в том, что если кто-то один приобрел перевес, то ему достается все больше и больше этого ограниченного ресурса. А второй, попавший в немилость, получает этого ресурса все меньше и меньше. В силу этого успехи первого все больше, второго же в силу недостаточности ресурса преследуют одни неудачи.
На картинке Питер Сенге изобразил эту ситуацию так:
Альбом:
chevalry turtle Довольно типичным примером является ситуация, в которой учитель уделяет больше внимания и похвал одному ученику, который благодаря этому начинает все лучше и лучше учиться, в ущерб другому ученику, который начинает зажиматься, комплексовать и в конце концов начинает скатываться на одни двойки.
Попробуем проследить эту цепочку шаг за шагом:
1. Учитель замечает, что ученик А делает успехи большие, чем ученик Б
2. Сравнивая успехи, учитель задумывается, кому из учеников уделять больше внимания. Выбор падает на ученика А
Далее идем по циклу ученика А
3. Учитель хвалит ученика А, считает, что тот старается и лучше понимает предмет. При случае он старается что-то объяснить ему дополнительно
4. Ученик А видит, что учитель его ценит. Это его воодушевляет. Кроме того, ему лучше ясны некоторые сложности в предмете. Проявляя старание, он успевает в предмете все лучше
Идем по циклу ученика Б:
3. Учитель в лучшем случае не обращает внимания на ученика Б. А иногда даже говорит, что тот неталантлив или неуч. Не подходит и не помогает ему. Дополнительно с ним не работает
4. Ученик Б начинает думать, что у него и в самом деле нет таланта. Он подчас не успевает освоить основное в уроке, а уж сложные места и подавно. В результате, его успеваемость все ниже
Где же точки приложения рычага, чтобы разорвать этот порочный круг? Прежде всего то, что учитель не замечает (или не хочет замечать), что его поведение напрямую влияет на успеваемость учеников. Попросту говоря, у него в классе есть любимчик. Этого допустить никак нельзя. Конечно, следует учесть и тот момент, что ученик Б также мог бы проявить настойчивость и все равно бороться за хорошие отметки, несмотря на такое поведение учителя. Но требовать от школьника слишком многого в такой ситуации было бы несправедливо.
Короче говоря, выход из ситуации выглядит, мне кажется, так:
Альбом:
chevalry turtle Распределение ресурсов между А и Б должно определяться не оценкой степени превосходства А над Б, а общим планом развития А и Б. Это позволит несколько выровнять ситуацию.
Попробую тут процитировать кое-что из Питера Сенге:
"Чтобы сбалансировать деятельность обои направлений, нужна объединяющая цель. В некоторых случаях следует ослабить или вообще разорвать связь между направлениями, чтобы ограничить конкуренцию за ограниченные ресурсы (это желательно в тех случаях, когда такая связь носит случайный характер)".
Применительно к примеру с учителем и двумя учениками, объединяющей целью является более или менее равное развитие всех учеников. Если кто-то отстает, то именно отстающим учитель уделяет больше внимания, нежели тем, кто и так успевает. Разорвать же связь означает перевод ученика Б к другому учителю или даже в другую школу, где к нему будут лучше относиться