Помню, в ту пору, когда я искал работу, мне довелось быть соискателем на вакансию заместителя финансового директора в одном из предприятий холдинга "Окна Чесмы". Молодая, очень толковая, как мне показалось, женщина объяснила мне свои требования к кандидату примерно так:
- В моем подчинении находится примерно десятка два бухгалтеров и экономистов. Все они занимаются многочисленными и при этом довольно сложными расчетами. Они все стараются, но человеческий фактор, те ошибки, которые они иногда допускают... Кроме того, неотработанность методики расчетов во многих случаях... Одним словом, я устала сама следить за всем этим. И мне нужен помощник, который меня заменит и на которого я могла бы положиться, чтобы мне даже и не сомневаться в том, можно мне полагаться на расчеты своих сотрудников или нельзя...
Так получилось, что меня так и не взяли на это предприятие, и я нашел себе другую работу. Но проблема этого финансового директора мне кажется довольно типичной для многих предприятий. Тем более, что и на новой работе мне пришлось заниматься практически теми же проблемами.
Интересно, что в этом разговоре речь не шла об автоматизации процесса расчетов или об автоматизации бюджетирования. Не было речи про скорость расчетов и повышение производительности труда бухгалтеров и экономистов. Она говорила про методику расчетов и контроль за ее соблюдением, что для финансового директора означает повышение качества и надежности расчетов.
Методика представляет собой в сущности некие правила проведения расчетов, которые меняются крайне редко (а лучше вообще никогда). Но это должны быть не просто правила, а некий свод или, лучше сказать - система правил, что позволяет ввести в расчеты некое единообразие. Поскольку каждый расчет отражает так или иначе определенный аспект одной и той же хозяйственной жизни предприятия, то логично предположить, что все расчеты взаимосвязаны между собой или, по крайней мере, не должны друг другу противоречить.
Если финансововый директор все же сталкивается с противоречиями или если при сопоставлении нескольких расчетов у него складывается целостная картина происходящего, то вопрос вызывает или качество и надежность источников информации, или методика расчета. Если проблема связана с источником информации, то это может стать поводом для серьезного административного разбирательства. Может быть, люди, поставляющие информацию, просто плохо, некачественно работают? Или еще хуже, может тут кроется обман, мошенничество? А может, просто тут какая-то организационная неразбериха? Но если в ходе разбирательства выясняется, что ошибка допущена в расчетах кем-то из экономистов, для финансовового директора это просто удар в поддых.
В результате финансовый директор всячески старается, чтобы расчеты велись правильно. И ошибки в расчетах выявляются, когда в них возникают внутренние неувязки и противоречия. Совокупность методик, объединенная в систему - ее можно назвать красивым слово "методология" - либо предотвращает появление противоречий в расчетах еще на этапе их производства, либо позволяет их быстро и эффективно выявить, если таковые противоречия все-таки возникли.
Продолжение следует...