Термин «психоделический рок», как ни крути, обсуждается не слишком серьёзно. Первоначально он означал набор особых эстетических параметров, однако сейчас всё, что звучит немного странно, моментально относят к психоделии. Жанр появился в середине 60-х и представлял собой стиль музыки, созданный для того, чтобы описать эмоции от опыта с наркотиками, сильно на него повлиявшими. Смешивая между собой элементы блюза, фолка и рока, группы психоделического рока 60-х открыли новую технологию, используя современную студию звукозаписи.
Классические группы этого жанра из 60-х также использовали новые инструменты и звуковые эффекты для того, чтобы создать ранее неизвестные звуковые палитры. Именно это способствовало росту интереса многих музыкантов - включая Джорджа Харрисона - к индийским инструментам вроде ситара и тамбуры, наряду с первыми аналогами синтезаторов наподобие меллотрона. К концу 60-х, психоделия была везде и добилась успеха, вылившись в целое культурное течение.
Но какая группа первой использовала этот термин? Как вы и ожидаете, решить, какая группа была первой в психоделическом роке, непросто. Некоторые из более притянутых за уши заявлений - то, что первопроходцами в этом жанре были Joe Mick and The Tornadoes, чья инструменталка 1962-го года, ‘Telestar,’ является поп-треком с влиянием научной фантастики, в котором многократно используется клавиолин, ранний предшественник синтезатора. Кроме этого, ещё есть сильнейший сингл 1964-го года ‘Any Way You Want It’ в исполнении The Dave Clarke Five, в котором используется искусственное эхо. Он бы звучал, как любой другой пример поп-музыки из ранних 60-х, если бы не словно витающее в воздухе совместное пение участников группы.
Но ни одна из этих групп не считала себя ‘психоделической.’ По большому счёту, этот термин не получит надлежащего использования до 1966-го. В этом году, The 13th Floor Elevators, сидящая на ЛСД группа, основанная в Остине, штат Техас, станет первой группой, написавшей это слово на своей визитке. Возглавляемая певцом и гитаристом Роки Эриксоном, группа даже назвала свой дебютный альбом The Psychedelic Sounds of the 13th Floor Elevators.
Они более, чем заслуживали называться группой психоделического рока. Рисунок, помещённый на обложку The Psychedelic Sounds - это типичный символ для этой эстетики: на нём изображён гигантский глаз, окружённый закрученными красными и зелёными цветами. На ‘You’re Gonna Miss Me’, первом треке из этого изумительного альбома, Эриксон подражает высоким воплям Дженис Джоплин в то время, как бренчащая гитара звучит на заднем фоне. Это ещё если не принимать во внимание длину трека и его звуковую структуру, странные эффекты, и вдумчивый текст, которого полно на на остальной части записи. Вы можете ознакомиться с этим определяющим эпоху диском ниже.
Click to view
Использованы материалы сайта Far Out Magazine.