«Der Wald vor lauter Bäumen» («The Forest for the Trees», «Лес за деревьями», 2003), режиссёр Maren Ade.
Немецкий
фильм рассказал о начинающей школьной учительнице (Eva Löbau), которая приехала из маленького городка в город размеров поприличнее - Карлсруэ. На новом месте жительства у неё нет друзей, а с бойфрендом она как раз перед переездом рассталась. Одиночество. Учительница чем-то напоминает в своей провинциальной непосредственности Фросю Бурлакову из «Приходите завтра». Ходит по подъезду, звонит в двери соседей для знакомства и угощает их самодельным шнапсом. В больших городах так уже не обязательно принято себя вести. В школе у девушки совсем беда. Начинает она с амбициозной речи перед коллегами, говоря о новых методах работы и «свежем дыхании», которое она собирается привнести в жизнь школы. На практике новой учительнице контакт со школьниками установить не удаётся. Во время уроков ей бросают в спину грязные пакетики молока и вообще всячески не уважают. Со младшими классами чуть легче - им можно поощрительно морды смешные корчить, со старшими - труднее. В школе молодых мужчин только один - скучный, правильный, лысеющий. Он интерес проявляет, но сам интереса никакого не вызывает. Знакомиться хоть с кем-нибудь для установления дружеских отношений трудно. Получается только с одной девицей, которая работает в магазине шмоток и живёт напротив. Но и с ней отношения складываются как-то не так, как хотелось бы. Одиночество, отсутствие секса и подруг, фрустрирующая работа ломают немецкого человека.
Что русскому хорошо - то для немца смерть. Если про Фросю Бурлакову в большом городе было смешно, то вот этот фильм - тяжёлый и неприятный, хоть и поучительный. Главная героиня с характерной для одного из немецких женских типов внешностью - навязчивая, скучная, а командным голосом не обладает и в скандалах на своём настоять не может. Как человек, как друг она сама не слишком-то окружающим привлекательна. Неудивительно, что её избегают. Конечно, и таким людям тоже необходимы счастье в личной жизни и успехи в работе. Конечно, не всем везёт. Но надо честно стараться приложить максимум усилий. Маленькому человеку в большом городе - всё-таки 21й по размеру город в Германии, почти 300 тысяч жителей - можно и попытаться найти себе клубы по интересам. Хотя проблема поставлена очень понятная. Друзей нет, на работе не с кем, на дискотеки уже не пойдёшь по возрасту. Остаются бары. И культурная жизнь. К культуре учительница склонности тоже особенной не проявляла. Ещё, рассказывают, хорошо знакомиться на кладбищах. Но главное, конечно, надо характер вырабатывать. В кинофильме - как в «Жильце» Поланского - происходит закономерная убедительная эволюция ментальности героя. Кто тяжестей не боится - может картину и посмотреть.
Короткометражку
«Estes Avenue» Filmmovement приложил совершенно неубедительную, рассказывающую о том, что в одно время на одной и той же улице разные люди бессвязно занимаются разными делами.
«The Rage in Placid Lake» («Гнев Плэйсида Лейка», 2003), режиссёр Tony McNamara.
Австралийский
фильм показывает зрителю историю жизни человека индивидуального, по-своему непрерывно бунтующего против общества, а играет его Ben Lee. Воспитываемый своеобразными родителями, людьми искусства, герой-индивидуал подвергается постоянным преследованиям и избиениям со стороны одноклассников. Подружка (в смысле - друг женского пола) у него всё-таки в школе появляется. И тоже - неординарная. Гениальная, очкастая и заторможенная слегка. Безуспешно попытавшись на выпускном вечере полететь, как птица, герой внезапно - если так можно сказать про многомесячные раздумья во время пребывания на больничной койке для залечивания переломов тела - решает, что индивидуальным быть совсем плохо, а гораздо лучше быть таким, как все. И, к ужасу родителей, уходит в страховую компанию успешно подниматься по карьерной лестнице. По той лестнице поднимается не просто так, а в деловом костюме и в причёске Буша-младшего. Но герой старый, индивидуальный, внутри всё еще сидящий и не до конца вытравленный, и герой новый, безликий, во внутреннее противоречие болезненно между собой углубляются.
Фильм, если вдруг не было понятно из предварительного описания, - комедийный. Да, забавный вполне. Секс в картине представлен не только главного героя духовной подружкой, но и сослуживицей-хищницей, охотно склонной к безэмоциональному необязывающему совокуплению на рабочем месте. Сослуживица - симпатична и блондиниста, а подруга школьных дней - умная шатенка. Но ноги у обоих выглядят очень хорошо. Нетрадиционный секс тоже упоминается, а кое-когда и показывается. Взаимоотношения с родителями главного героя в фильме проясняются, а не только в поисках смысла собственной жизни он время проводит. Так что можно для себя найти много интересного внутри кинокартины.
Короткометражку
«At Dawning» на этот раз приложили правильную. Получившую «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля среди прочих призов. Женщина, тихонько собирающаяся бесследно ускользнуть после ночи одноразового секса, вступает в переговоры с самоубийцей, выпрыгнувшим из окна верхнего этажа и неудобно зацепившимся капюшоном куртки за ветку дерева. Женщину одобрить не получается, хоть и сиганувший по любви самоубивец тоже ведёт себя не вполне достойно.
«Doom» (2005), режиссёр Andrzej Bartkowiak.
Фильм, поставленный по культовой игре, меня несколько разочаровал. События традиционно происходят на Марсе, где когда-то был расположен портал античной, уже исчезнувшей цивилизации, а теперь находится исследовательская лаборатория, подавшая сигнал тревоги. Отряд спецназевцев во главе с героем Dwayne 'The Rock' Johnson’а отправляется в лабораторию с миссией. И сталкивается с кровожадными монстрами.
Разочарование вот в чём произошло - сделан фильм по канонам фильма ужасов. Монстры туда-сюда малозаметно шмыгают и нет-нет, да и утащат спецназовца, а то и кого ещё. Людей становится всё меньше, монстров - всё больше. Особенного ужаса при этом и не выходит. Настоящий Doom же - это бессмысленная кровавая месиловка. Именно за это Doom любит всё прогрессивное человечество, но которой происходит всего только несколько последних минут в подчёркнуто компьютерной форме, отсылающей к исходной игре. Незачот. Спецэффекта пожалели.
«The Adventures of Rocky & Bullwinkle» («Приключения Рокки и Булвинкля», 2000), режиссёр Des McAnuff.
Рокки и Буллвинкл - это летающая белка и лось из популярной в шестидесятых годах серии мультфильмов. Этим фильмом, который зрители на IMDB оценивают в скупые 4.1 балла по десятибалльной шкале, ностальгические чебурашки возвращаются к жизни. Для того, чтобы окончательно победить своих извечных врагов из Потсильвании - в шестидесятых годах советского сателлита в Восточной Европе, а ныне - независимой страны. Бежавшие оттуда подкопом враги - Fearless Leader (Robert De Niro), Boris Badenov (Jason Alexander) и Natasha Fatale (Rene Russo) - задумали страшное. Скупив все кабельные каналы американского телевидения и преобразовав свою медиаимперию в канал RBTV (really bad television), они хотят зазомбировать население могучей державы до такой степени, чтобы оно дружно проголосовало за Fearless Leader’а на предстоящих президентских выборах. Помешать катастрофе смогут только белка, лось, да агент ФБР Karen Sympathy (Piper Perabo).
Оценка зрителей IMDB, вероятно, выражает негодование беспощадным надругательством над счастливым детством, которое мне, естественно, не понять. Отвлечённо от истории культуры если говорить, то есть всё-таки в этой не шибко выдающейся кинокартине забавные моменты. Было бы, конечно, интереснее, если бы разборки с правами на персонажей не затянулись почти на десять лет, и Бориса Баденова и Наташу Фаталь играли бы Дэнни де Витто и Мэрил Стрип, как планировалось.