(no subject)

Nov 21, 2011 15:13

Вчера случайно по телевизору на канале «Доверие» увидел с середины незнакомый советский фильм.
Там Мягков внешне ну как в «Иронии судьбы» за свадебным столом горько и протяжно целовался с девушкой, а на него смотрели Михаил Козаков мрачно и с грустной улыбкой Эммануил Виторган, оба совсем молодые.

Выяснилось, что Мягков - талантливый шахматист, мастер, которому чуть-чуть до гроссмейстера, и надо-то всего в последнем туре сыграть вничью.
И вот свежая жена приходит на эту партию смотреть на мужа, а тот, задумавшись, разглядывает доску, а флажок на часах уже поднимается, и зрители говорят ей, что соперник предложил ему ничью, но он отказался, и вот флажок падает, и партия проиграна.
И жена с упрёком - ну ты же мне обещал! - одна уходит в компанию известных людей, где каждый будет рассказывать о своих успехах, а мужу-то и похвастаться нечем, а люди на экране, похоже, и впрямь знаменитые - я узнал, правда, только Микаэла Таривердиева, в голове уже обдумывающего музыку к всё той же «Иронии судьбы», а больше никого; ну я не больно-то в лицо знаком с советской творческой элитой тех лет.

И вот среди элиты опять крутятся Козаков и Виторган, и Виторган, который, оказывается, вовсю занимается советской внешней торговлей, уводит жену Мягкова, и хочет везти её к себе домой, и целуется с ней в своей машине.
А Козаков бессловесно опять мрачно смотрит им вслед, и на этом его роль в фильме полностью заканчивается.
И вот жена приходит домой, а там сияющий Мягков сообщает ей, что у него, как показал анализ после партиии, всё-таки был выигрыш, - ура, я гений!, - а жена, как в фильме «О чём говорят мужчины» - ну ты и чудак!

И жена уходит от Мягкова, а он ещё глубже уходит в шахматы, и вот уже в самолёте два смуглых, ещё молодых, но уже лысеющих человека поздравляют Мягкова - нашего гроссмейстерского полку прибыло! - и что-то в них неуловимо знакомое; ба - да ведь это же самые настоящие Михаил Таль и Виктор Корчной!
И вот уже Мягков играет за сборную СССР в каком-то настоящем командном турнире (скорее всего, на шахматной Олимпиаде) - на награждении показывают Тиграна Петросяна, Василия Смыслова, мелькнёт вдруг совсем юный Анатолий Карпов.
И вот уже Мягков играет отборочный претендентский матч, а тренер-секундант Виктор (Виктор Корчной!) нервничает, когда Мягков не выполняет установку.
И в голове Мягкова, как у шахматиста Лужина из дурацкой книжки, крутятся разные мысли, но советский человек умеет себя преодолеть, и решиться осложнить игру, и, главное, победить.

И Марк Тайманов по телевизору комментирует партию Мягкова, а корреспондент на пресс-конференции спрашивает - можно ли выиграть у Фишера?
И Мягков на белом коне возвращает свою ушедшую было жену, потому что она лучше всех.
Но, конечно, показательно, что мысли в голове крутятся только у мягковых и лужиных, а реальные Таль, Корчной, Петросян по телевизору выглядят вполне нормально, по-человечески, без всяких мыслей, да и прототипный Алёхин, наверное, тоже.

Какой хороший фильм.
Никакой художественной ценности у него нет (хотя автор сценария Леонид Зорин про «Покровские ворота» потом писал задорно).
Но вот эти вкрапления уже тогда легендарных людей, играющий самих себя - это просто прекрасно.
Хотя зритель, конечно, с каждым годом будет всё менее и менее узнавать прежних знаменитостей.

Понятно, почему фильм 1972 года «Гроссмейстер» я никогда не видел в детстве.
Виктор Корчной, такой милый на экране, в 1976 году показал советской власти свой звериный оскал и отказался вернуться из Голландии в СССР, а потом, во время матчей за мировую шахматную корону с Анатолием Карповым, был в Советском Союзе вообще демонизирован.
Этим летом я с уже восьмидесятилетним Корчным играл в одном фестивале - в разных турнирах, конечно.
В том же турнире шахматных ветеранов участвовал и Марк Тайманов, а судил его Юрий Авербах, тоже промелькнувший в фильме.

В 1988 году я играл в сеансе одновременной игры с Василием Смысловым, но очень быстро проиграл, зато взял тогда автограф у Михаила Таля.
Оба экс-чемпиона мира по шахматам уже нас покинули...

Бобби Фишера победить никогда не удалось.
Он, отняв шахматную корону у СССР в 1972, с Карповым играть отказался, и Анатолий Карпов был без игры объявлен чемпионом мира в 1975 году.
В 1989 году на Московском кинофестивале я видел внеконкурсный западногерманский фильм «Мат в пять ходов», полицейский боевик, где в одном из эпизодов на пустынной ночной капиталистической улице, греясь у костра, одетый в лохмотья, Анатолий Карпов ставит мат главному герою.
Карпов в 1987 году проиграл матч Каспарову и в этом фильме снимался уже как экс-чемпион мира.
Он в ещё всё-таки ведь советское время, всегда встроенный в систему, играл там несчастного русского эмигранта-шахматиста.
То есть своего былого оппонента Корчного.

В U-tube фильм «Гроссмейстер» выложен в шести частях, вот прикладываю первую из них, по ней желающим легко будет найти и другие.

image Click to view

видео2, рэндзю1, жизнь8, кино5, книга14

Previous post Next post
Up