Mar 26, 2009 12:13
А вот скажи мне, читатель, какой рассказ О.Генри тебе нравится больше всего и почему? Я понимаю, что такому почитателю творчества этот писателя, как ты, выбрать трудно, но всё-таки?
Я, пожалуй, больше всего люблю «Обращение Джимми Валентайна». Ну это там, где вышедший из тюрьмы «медвежатник» принимается было за старое, вскрывая сейф за сейфом в маленьких городках, пока вдруг не встречает в одном из них необыкновенную девушку, дочь банкира, влюбляется в неё, обзаводится в городишке обувным магазином и, завязав с преступным ремеслом, собирается на ней жениться, а на его след тем временем нападает цепкая полицейская ищейка.
И вот однажды, когда Джимми со своим тяжёлым чемоданчиком, где лежит его прежний рабочий инструмент, который он собирается навсегда отдать приятелю прошлых лет, в банке со своей невестой и её замужней сестрой с малолетними дочерьми слушает, как будущий тесть объясняет ему устройство новейшего швейцарского сейфа, но будто бы, судя по выражению лица, ничего в таких делах не понимает, одна из девочек самозапирается в сейфе, и никто его открыть из этого городка не может, и девочка внутри этого сейфа обязательно скоро задохнётся.
И невеста с неизбежной надеждой всех девушек, считающих, что любимые мужчины могут всё, спрашивает Джимми, не может ли он что-нибудь придумать, а он со странной улыбкой просит её подарить ему цветок, и она, не веря своим ушам, даёт ему этот цветок, и он просовывает его в петличку, открывает чемодан и в несколько минут вскрывает надёжный швейцарский сейф, а потом с той же улыбкой уходит из банка и в дверях натыкается на полицейскую ищейку и говорит ей - А, нашёл меня всё-таки. Ну да теперь уж, пожалуй, всё равно! - а сыщик неожиданно говорит - А я вас не знаю, и вообще вас вон там невеста ждёт! - и тут рассказ обрывается, и читатель уже никогда не поймёт, чем же всё закончилось.
И я люблю этот рассказ из-за главного мотива прежде всего - про человека, который обладает немыслимыми умениями, и мне подобные истории всегда нравятся необыкновенно, и в них, конечно, есть нечто волшебное, сказочное, и даже весь жанр фэнтези построен на этом основании, на краеугольном камне этого мотива, когда обыденный человек, Иванушка-дурачок или Гарри Поттер, внезапно, вдруг, часто неожиданно даже для себя самого, получает шапку-невидимку, меч-кладенец, пробуждает в себе великие магические силы или даже оказывается подло похищенным в детстве наследником знатного рода, и вот это всё возвышает его над окружением, но и связь с реальным тоже у этого мотива хорошо прощупывается, потому что чистые, как белый лист дети растут и развивают в себе разные таланты и овладевают ремеслом, и их мечты и жизнь тесно переплетаются.
И на заднем плане в рассказе еле-еле слышно звучит другой, тоже мной любимый, сладко-мучительный мотив возвышенного человека, которого никто не любит и не понимает, а когда он умрёт, им всем станет стыдно, и они даже заплачут, будут себя громко упрекать и жалеть безвинно усопшего.
книга6