(no subject)

Sep 07, 2016 17:55

Школа - это не только учителя и те программы, которые они используют в обучении. Это ученики - и те, что учатся с тобой в одном классе и поэтому сильно формируют твоё развитие и твой круг общения на всю жизнь, и те, что когда-то закончили эту же школу или даже когда-нибудь только потом станут учиться в ней, то есть сеть социальных контактов, сообщество - иногда дружное, иногда не очень.
57-я школа по формальным признакам (рейтингам) первой не была, но считалась лучшей в Москве. Здесь учились дети и внуки очень больших чиновников, из неё же при этом вышло множество людей весьма либеральных взглядов. Вот так 57-я школа воспитывала одновременно кадры элит и контрэлит. Этих вроде бы совсем разных по политическим взглядам людей объединяет чувство элитарности, исключительности, которое такие школы полубессознательно культивируют. Потом одни из них будут смеяться над квартирами по 20 метров, а другие - считать 86% населения анчоусами. Тот скандал, что разворачивается в последнюю неделю, в именно такой форме мог произойти только в подобного рода школе. Когда школа и учителя в ней такие замечательные, что родителям очень трудно решиться переводить оттуда своих детей в другие школы. Когда авторитет школы, учителей и сообщества её выпускников настолько велик, что трудно выступить против них. А потому скандалов стараются избежать. В других школах тоже, конечно, всё может быть очень плохо и даже гораздо хуже, но - иначе. Как не в там, где учитель совращает ученицу, твёрдо знающую уже, что она - избранная, раз учится в этой школе, тем, что она может стать избранной (им!) среди избранных.
Связанное со школой сообщество разделилось поровну в своём отношении к происходящим событиям. Половина его поддерживало школьную администрацию, другая половина - тех людей, кто решился вскрыть давно назревший гнойник. И этот раздел заметно прошёл не по политическим взглядам (условные либералы против условных государственников), что для значимых явлений в общественной жизни последних лет скорее не характерно. Не вполне поэтому справедлив озвученный аргумент, что ведь те же самые люди буквально только что говорили: это ж ужас-ужас, когда кавказский мент в годах берёт в жёны шестнадцатилетнюю девушку, - а теперь для них же нормально, когда немолодой прогрессивный учитель спит со своими шестнадцатилетними ученицами. Видно, что весьма значительной части из них всё-таки ненормально, как и для тех противоположных им людей, которые только что - не говорили.
А школа, думаю, сохранится. Во всех смыслах. И разногласие между членами сообщества довольно скоро сгладится. У них слишком много общего.

В 57-й школе учились двое из моих нынешних коллег. Сейчас там же учатся их дети. У моего прежнего коллеги, с которым я долго работал вместе и кого теперь иногда встречаю в институтской столовой, дочь закончила гуманитарный класс, а сын до сих пор там учится. То, что 57-я школа лучшая в Москве, я слышал ещё в девяностые от своих приятелей по линии бывшей жены, у которых дети там учились. А её подруга устроилась туда работать учительницей английского языка для того, чтобы сына взяли в эту школу. Я когда-то думал, что было бы неплохо, если бы М. поступила в маткласс 57-й. Водил М. на олимпиады в 57-ю (она стала призёром), во время олимпиад завуч школы Борис Михайлович Давидович, отвечающий за набор матклассов, беседовал про поступление в актовом зале с родителями - и я тоже его там слушал. Моя бывшая жена с энтузиазмом принялась осуществлять эту идею поступления в 57-ю, но М. тогда слишком нравился «Интеллектуал», и она демонстративно провалила очередной отборочный тур. Через год М. без сопротивления спокойно поступила в ту школу, где она учится сейчас - тоже, как и 57-я, и «Интеллектуал», из десятки лучших московских школ по разным рейтингам. А её прежний одноклассник по «Интеллектуалу» поступил тогда же в маткласс в 57-ю (М. в «Интеллектуале» всё время с ним успешно соревновалась, кто лучше выступит на олимпиадах). Сейчас приближается командная олимпиада по программированию, началась подготовка. Ещё в прошлом году М. хотела выступать в одной команде с ним и с ещё одним их прежним одноклассником, который до сих пор учится в «Интеллектуале». Но её тогда попросили войти в первую команду школы. В ней были два одиннадцатиклассника, один из которых уже стал призёром Всеросса. Их команда в итоге получила медаль на московском этапе, но провалилась на российском. Позже все трое стали призёрами очередной Всероссийской олимпиады по информатике. В этом году М. опять пригласили в первую команду школы, но она отказалась и хочет выступать с теми же прежними одноклассниками, что вызвало неудовольствие преподавателя. Его можно понять - здесь важна преемственность. А слухов никаких до скандала её приятель из 57-й не слышал - как и подавляющее большинство тех, кто имеет отношение к этому сообществу и с кем я на тему разговаривал.

дети7, жизнь19, М2

Previous post Next post
Up