04.12.47 г.
Я наглупил в своём поведении в студии - стал, очевидно, груб и пр., а это в соединении с небольшими (а по сути дела сомнительными) успехами создало какое-то цельное впечатление испорченности. Это самое серьёзное. Ни в коем случае не надо терять любви курса - можно даже поплатиться кое-какими своими интересами ради того, чтобы завоевать эту общую любовь. Это надо сделать и по мелочам сейчас же.
06.12.47 г.
Завтра контрольный урок по мастерству. Хочется показать хорошо.
Файку люблю. Она нет. Очень грустно.
29.03.48 г.
Сегодня ужасный день! В институте вдруг стали ругать за нехороший «диктаторский» тон в обращении с ребятами.
Надо очень следить за собой и в этом отношении. Очень! Это, с одной стороны, хорошо - значит, на виду.
25.04.48 г. Воскресенье
Добился-таки того, что меня перестали любить на курсе - в чём дело, не знаю. По мастерству работа пошла хуже. Организованности нет абсолютно. Мне кажется, что все эти вещи связаны и все имеют один источник - нет воли и устремленности. Эта моя возня с собой становится неоригинальной, надо что-то изменить. Было хорошо, когда вёл дневник: развивался язык и контроль был жестче.
Сегодня разговаривал с Эрикой по поводу её «прошедшей любви» ко мне: «Когда я люблю, я люблю за что-то, а если этого чего-то нет, то... перестаю любить», а дело в том, что у меня оказалось «недостаточно воли и упорства», вот и пропало это «что-то»... В этих словах, во-первых, лживых, столько откровенного... цинизма по отношению к любви. (А я только вчера прочитал «Тристана и Изольду». Впечатление огромное!!!) За что-то?! Падаль несчастная! Если бы я полюбил тебя, если бы оставался всё время так, как сейчас, на виду, ты бы ещё больше «полюбила» меня, конечно, только так, как ты можешь!
Отвратительные люди. Ни любить, ни ненавидеть не умеют, из числа тех, кого и в ад не пускают. Зачем они живут?! А откуда эта непонятная расчётливость у нашей молодёжи? «Когда мы с Володей дружили, любили, как мы, тогда думали, - ведёт она умненький, интеллигентный разговор, - я всё время думала: «Что-то не то! Чего-то не хватает!». Потом пришёл человек, я сравнила и увидела, что... (мне хотелось ей сказать: «Что, того, кто подороже!»)». Продажные падлы, воспитанные, ругающие меня за грубость, да их вешать надо! Нечего жить посередине, между грехом и добродетелью, (а как же!) и не греша, боясь поплатиться. Мразь, а не люди.
01.06.48 г. Вторник
Сдал мастерство на пять, но первым в этой пятёрке не был - не страшно. Необходимо сдать и остальные экзамены на пять. Вчера Эрика получила 4, очень плакала, говорила массу глупостей, мне её очень захотелось успокоить, что я только ни делал.
01.08.48 г.
Только что с А. Райкина. Очень полезно мне ходить в театр, всегда выношу очень много и всегда наполняюсь - как бы это назвать? - творческой жизнью. Книга, гуляние и особенно театр. Это те толчки, которыми я расту, и очень.
Программа А. Райкина «На разных языках» не вся удачна, но выступление «Заготзерно» и др., а особенно «Мечта» - не могу подобрать слова, короче, я в восторге и от вещи, и от исполнения.
Одно злит: это ведь НАША программа! Программа студентов, а где нам взять 15-30 рублей, чтобы попасть на неё? Я, москвич, первый раз на Райкине, и то прошёл по пропуску знакомого, знакомого с кем-то, кто знаком с... Публика, большинство - шикарные дамы, плешивые дядьки, генералы и т.п. Это разве их театр? Я ходил и бесился - ведь не все же они достойны Райкина, ведь процентов 80 обворовывают в чем-то меня... Я говорю о тех, кто, выходя из театра, поминали каких-то актёров их молодости и сравнивали с современными. Они, сволочи, ходят в театр показаться и посмотреть таких-то актёров, а не на программу «На разных языках», и чем больше звёздочек на погоне, тем холоднее приём. Генерал стал с важным видом вспоминать Смирнова-Сокольского, какой-то полковник стал рассматривать рекламы и сад, оценив его «приличным садом». «Да, ничего, - ответила его молодая спутница, хохотнув, - только целоваться далеко ходить», - и чувственно прижалась к нему. Жена майора говорила, слава Богу, о программе, но что? «Я думала, - брюзжит она, - «На разных языках» - это что-нибудь... такое! А это что?.. Смотри, какое на ней платье, видишь оборочки внизу? Это теперь очень в моде». И т.д.
И вдруг у фонаря - группа лейтенантов, один, с острым лицом и небольшими глазами, что-то возбужденно говорит... Глаза небольшие, но горят так, что кажется, что они, а не фонарь над головой, освещают лицо. «Да, но лучше «Мечта», надо рассказать ребятам»...
Но что рассказывать? Надо видеть Райкина, и не только им, а нам. Всё хорошее - дорого, Бог с ним, поживём - наживём.
Так я шёл, думал и думал. Вот ты, Рол, видишь ошибку... Что ты сделаешь, чтобы её исправить? Написать письмо Райкину? В газету? А может, поставить этот вопрос в комсомольской организации? Вот тебе к материалам.
13.06.51 г.
Во МХАТ не взяли. Играл ужасно - всё.
Мне плохо, плохо жить... В пять часов ответ даст Завадский. Если тоже не вышло, то тринадцатое число поистине несчастливое - чёртова дюжина!!!
Я не знаю, что делать, звонить или нет в три часа во МХАТ - позвоню. Черт с ним.
Надо брать себя в руки и, наоборот, работать более организованно.
Всё. И ещё я хочу иметь друга-девушку, который бы понимал меня, и я его, был бы мне родной. Но у меня то, что я очень хочу, всегда не выходит.
06.09.51 г.
Завтра сбор труппы в Театре юного зрителя. И я буду считать свою работу в театре с 7-го.
Пригласили на роль Алёши Пешкова к Майорову, обещали многое и 500 рублей. Хочу остаться, конечно, в ТЮЗе, но на разовых. Алёшу всё же сыграю.
Очень хочу, чтобы не повторялись ошибки училища. Работать и отдыхать надо более сознательно не давать себе никаких поблажек.
Надо чистым быть в быту. Реакцией на Нинку оказались Ритка и Тася в Ессентуках. Таким откровенно похотливым я ещё никогда не был, а Ритке открыто говорю - не люблю. И прошу, чтоб не приходила, - ходит, дура.
Работать очень хочется, соскучился очень. Надо продолжить дневник по мастерству актёра.
Надо бы наметить, что делать, как организовать работу. Но пока я не знаю, как и где буду - рано.
Без любви - пустовато, одиноко.