Путешествие к Ладоге, вокруг неё и после (продолжение). Часть 10 (продолжение) - Волхов.

Mar 10, 2023 23:57


Покинув Старую Ладогу едем в сторону города Волхов на ночёвку. Но, не в сам город, который всего лишь в 10 километрах от Старой Ладоги, а в деревню Кисельная. Там мною был заранее забронирован номер в гостинице «Северная». Почему в пригороде, - это интересный вопрос. Я мыслила так: если в деревне, значит на природе, в тишине и спокойствии, то есть можно хорошо выспаться перед дальнейшей дорогой. Ан, человек предполагает, а Бог располагает. В итоге, под окном всю ночь лаяли местные деревенские собаки. Место то же нельзя было назвать живописным. Но, это так, - брюзжание. Хозяева гостиницы были приветливы, отзывчивы и завтрак, входящий в стоимость брони оказался в плюсе.
В общем, переночевали и в путь. Сегодня нам предстояла дорога до Великого Новгорода длиной в 220 километров до Новгорода Великого.
По дороге заезжаем в город Волхов, который и стал последней точкой Приладожья и отправной в сторону дома.
Впервые местное поселение упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года как Михайловский погост в Ладожском уезде на Волховских порогах, ныне на левом берегу реки Волхов. Река Волхов была важной транспортной артерией, однако многочисленные пороги затрудняли судоходство. Их было так много, что Волхов даже называли Седым: вода пенилась на камнях, и река из-за этого казалась белой. Люди, жившие на берегах реки в районе порогов, занимались тем, что проводили через них суда.
В этой местности в 1904 году, во время прокладки железной дороги Петербург - Вологда, построили станцию Званка. Её назвали по находившейся рядом одноимённой деревне.
С 1918 по 1926 год на реке Волхов велось строительство ГЭС, в Званке жили её строители, и в 1933 этот факт решили зафиксировать в самом названии: посёлок был переименован в город Волховстрой. А в 1940 году он превратился в просто Волхов. Но станция так до сих пор и называется Волховстрой.
Самой знаменитой достопримечательностью Волхова стала Волховская ГЭС - старейшая из ныне действующих в России. Она является памятником науки и технологий. Здание, сохранившееся практически неизменным, признано шедевром конструктивизма. Даже в годы Великой Отечественной войны станция работала без перебоев. Позже её модернизировали и оснастили более современным оборудованием, благодаря чему эффективность ГЭС увеличилась в разы. Станция в рабочем состоянии и поныне. ГЭС - масштабное сооружение с 200 метровой плотиной и шлюзом для судов. До Ладоги по Реке Волхов 30 километров. В годы блокады по проложенному по дну озера  кабелю станция снабжала Ленинград электроэнергией и сыграла большую роль в жизнедеятельности города.
К гидростанции мы и поехали в Волхове. Вот так она выглядит с той стороны, где мы припарковались. На верху барельеф В.И.Ленина , инициатора плана ГОЭРЛО. Сам Ильич побывал на берегах Волхова в Званке во время строительства ГЭС, которое входило в план ГОЭЛРО.











Недалеко от ГЭС установлен памятник в честь её создателя и главного инженера - Генриха Осиповича Графтио. Гранитный бюст помещён на высокий постамент в небольшом сквере.



В декабре 2016 года Волхов праздновал 90-й юбилей со дня пуска ГЭС в эксплуатацию. В честь этого события был открыт мемориальный парк. Его центром стало 40-тонное колесо, работавшее на ГЭС в первые годы. Рядом с памятником находится стенд с хроникой строительства станции. Таким образом, скоро в 2026 году будет столетие предприятия. Вот это называется, - строили на века!  
На остальные, не столь грандиозные памятники Волхова мы решили время не тратить и отправились по скоростной магистрали в славный и древний Великий Новгород.





Последний штрих к посещению Волхова.

Показалось, я мало внимания уделила человеку, без которого не было бы ГЭС - Инженеру с большой буквы, романтику и человечному человеку с нелёгкой судьбой, - Генриху Осиповичу Графтио.

В Волхове есть музей, расположенный в доме, в прошлом принадлежавшем ему. Там, видимо, можно узнать подробности его жизни и судьбы. Я же его историю узнала из интернета. Вот ведь в чём прелесть путешествий по стране, - узнаёшь не только географию и историю, но и знакомишься с жизнью замечательных людей!

Волховская ГЭС, стала первенцем ГОЭЛРО, его основателю было уже далеко за 50 лет, когда её построили. После этого он построит еще много гидроэлектростанций, обучит не один десяток будущих инженеров, станет академиком, переживет ВОВ и оставит после себя огромное наследие в виде дешевого электричества для всей страны.

В 1979 году был создан художественный фильм "Инженер Графтио", в котором главную роль играет Анатолий Папанов. Честно, я не знала, что такой фильм существует. Интересно было погрузиться в атмосферу тех лет.

Вот ссылка на фильм:

image Click to view



путешествие по россии, Волхов, путешествуем по России, инженер Графтио, История России, Россия, ГЭС Волховская, автопутешествие, Генрих Графтио, Ленинградская область, путешествиекладоге, путешествия

Previous post Next post
Up