return to... (69)
Арсамак:
В 63-64 годах работал на участке, где находится первая грозненская скважина. Возможно, не все представляют, где это, и понадобится ли, а вдруг. Если на автобусе №4 (36 участок) доехать до остановки “Старый посёлок”, это за 3-4 остановки до конечной, мимо 10-ой школы подняться прямо в гору до дороги, идущей от Катаямы до 36 участка параллельно Старопромысловскому шоссе, но по горам (от Катаямы эта дорога идёт через Солёную балку, 15 участок, мимо 8-го, 10-го городков, над Старым посёлком, мимо 17-ой школы, раньше по ней ходил маленький автобус №17 Катаяма-36 участок). Затем повернуть налево, в сторону города, пройти метров 600-700, справа, чуть в стороне, под горой. Если на машине, то сразу за Катаямой свернуть налево на упомянутую дорогу, перед Старым посёлком слева. Одним словом, между Электроприбором и Старым посёлком в километре от Старопромысловского шоссе. Старые промысла на нашем форуме почти не упоминаются, а ведь это целая горная страна, не моё определение, Славика Смирнова. Прогуляться по Старопромысловскому хребту от Ташкалы до 69 участка, это уже за 36 участком, ближе к 15-му молсовхозу - хороший маршрут выходного дня, был. В своё время ходил, но больше по долгу службы.
Аркадий:
15 молсовхоз, - если не ошибаюсь, там зона была для несовершеннолетних.
Арсамак:
Кажется, да, тогда в стороне и от 69 участка и от молсовхоза. Я её не видел. Могу предположить её местонахождение.
Аркадий:
Верно, в стороне.
Не помню номер автобуса, шел от рынка, почти к ней самой. На горе небольшой поворот, конечная была, и надо было идти ещё до забора минут тридцать.
Удивительное дело - несколько лет назад по работе разговорился с одним, а тот там сидел по малолетке три года. Сам с Ростова, говорит самая главная малолетка была на Северном Кавказе. Режимная,- не красная и не черная. А в 15 городке, оказывается, готовили специалистов по спец. правительственной связи. Единственная школа прапорщиков такого профиля была в СССР. Пока жил в Грозном не знал этого.
Арсамак:
Опять предположение. Конечная и разворот на горе - это только на 69 участке и полчаса ходьбы до колонии тоже похоже. Но не помню, чтобы рейсовый автобус ходил от центр.рынка, может всё-таки от рынка на автобусе №4 с пересадкой на 36 участке, оттуда ходил автобус на 69 уч.
Аркадий:
Нет, номер я уже не вспомню автобуса. И откуда отправлялся уже не уверен. Помню только что это был Икарус желтый, не двойной, одинарный. И что запомнилось на фоне грозненского транспорта, почти всегда были сидячие места, автобус был всегда полупустой. Или я в такое время ездил. Кажется не от самого рынка, а на Розе Люксембург в проулке там много автобусов стояло всегда. А про 69 участок я и не слышал. 36 на трамвае кажется был написан. Или на автобусе. Кажется 36 участок - пруд. Начинаешь вспоминать и вспоминается. Удивительное дело.
Арсамак:
Про колонию и автобус мне добавить нечего, немногое знал, позабылось. 36 могло быть написано на автобусе №4, ходил до 36 уч. 69 уч. - самый дальний на Старых промыслах и, возможно, расположен выше всех, в своё время достаточно большой, своеобразный центр для близлежащих участков, несколько подразделений Старогрознефти, клуб и пр. Но к началу 60-х г. он уже потерял во многом своё значение. Когда проезжаешь Артёмово (элеватор), слева достаточно крутая высокая гора, где-то за её вершиной он и находится. А недалеко от элеватора был маленький армянский посёлок, очень странный, саманные домики на склоне, ни одного дерева, как замаскированный, кажется, даже без электричества. О его существовании мало кто знал, а кто знал, то толком ничего сказать не мог ( правда, я сильно не интересовался), кроме того, что там убили девушку, которая хотела выйти замуж за русского. Обычная легенда, как по шаблону, подобные можно было услышать в разных концах страны про кого хочешь. Не знал никого, кто имел бы знакомых среди его жителей. Занимались они строительством булыжных мостовых к участкам, скважинам. А таких дорог на Старых было много. Никогда не заговаривали с ними, когда проходили мимо, ни они с нами. В те же годы в Старогрознефти была конюшня, чуть выше ДК Пролетбат, владимирские тяжеловозы, огромные красивые ухоженные лошади. Их использовали для подвозки оборудования, труб к скважинам, того же булыжника для ремонта дорог. До середины 60-х Старогрознефти принадлежала пригородная железная дорога, вагоны были ещё дореволюционные. После войны залы Грознефтяной расписывали финны, и ДК Пролетбат тоже. Перед войной (ВОВ)ввели уголовную ответственность за опоздание на работу и на Грознефтяной по утрам можно было наблюдать такую картину. Поезд отходит, бежит мужик в исподнем, следом жена с одеждой, кричат, конечно. Потом передали её (дорогу) Сев.Кавказной ж/д. Сейчас её нет, рельсы убрали, много лесом поросло.
ФотоВКонтакте и диалог на МОСТу.