Каждый год в конце декабря в Таллинне проходит детско-юношеский фестиваль «Полет синей птицы». Так же называется чеченская народная песня, которую исполнила участница из Чечни.
В таллиннском культурном центре «Сальме» 26 декабря состоялся 20-й Международный фестиваль «Полет синей птицы», который проводит Союз национально-культурных обществ «Лира».
Кроме юных певцов и танцоров из разных городов Эстонии в нем приняли участие представители Латвии, Беларуси, Россия была представлена Санкт-Петербургом, Челябинском и Чеченской республикой.
Наряду с давнишними участниками много было дебютантов. Так, гости из Белоруссии впервые приехали на этот фестиваль, но это неудивительно: белорусы - частые гости на различных праздниках и фестивалях в Эстонии.
Другое дело - Чечня. Эта северокавказская республика многими воспринимается как что-то очень далекое. На одном из наших порталов даже так написали, видимо, не совсем разобравшись в географии и статусе этого участника фестиваля: «…Из таких стран, как Россия, Латвия, Беларусь, Чеченская Республика».
Из Чечни приехала 12-летняя певица Хеда Кагирова, которая стала одной из самых ярких звездочек фестиваля. Выступление Хеды по достоинству оценило и жюри: она объявлена лауреатом 1-й степени среди вокалистов. Гран-при в этой категории достался более опытной певице из белорусского Могилева Карине Рандицкой.
Хеда тоже поет изумительно, только в другом стиле. На гала-концерте она спела две песни: мелодичную «Золушку» на русском языке, а потом, переодевшись в национальный костюм, на чеченском языке народную песню, которая называется так же, как и фестиваль - «Полет синей птицы», и в которой говорится об извечной мечте человека о счастье.
Двумя часами раньше Хеда пела «Арлекино» на новогоднем празднике, который по традиции в день фестиваля «Лира» проводит для детей из малообеспеченных семей и из детских домов.
Как подружки
Хеда Кагирова приехала в Таллинн с бабушкой Яхой Мизаевой и с сестрой бабушки, Яхитой Мизаевой, которая является музыкальным педагогом девочки. Они живут в селе Серноводском, что в 40 км от Грозного. «У Хедушки есть и мама, и папа, но мы с ней, можно сказать, как подружки, - рассказала Яха Мизаева. - Правда, солнышко?» - и внучка в знак согласия прильнула к бабушке.
Первым учителем Хеды была бабушка - с трех лет учила ее декламировать стихи, в том числе собственные. Пением девочка стала заниматься в семь лет, и тогда же попала на свой первый фестиваль - всероссийский фестиваль «Салют, Победа!» в Ростове-на-Дону, где получила диплом 1-й степени. «Хеда пела там «Катюшу», и зал аплодировал ей стоя», - рассказала наставница юной певицы Яхита Мизаева.
По ее словам, попала девочка туда почти случайно. «Я собиралась везти в Ростов с песней «Катюша» другую свою воспитанницу. Тоже хорошая девочка, но ей трудно даются высокие ноты. Хеда, узнав о моих сомнениях, сказала: «Так давайте я спою! Я же чувствую - это моя песня!» Прямо так и сказала», - рассказала педагог. «Да, она у нас такая - с характером», - подтвердила бабушка.
Специальный приз
На сегодняшний день Хеда Кагирова является победительницей многих фестивалей, в том числе фестиваля «Одаренные дети Юга России».
В марте прошлого года юная певица участвовала в крупном международном фестивале в Москве «Открытая Европа». Тут-то и решилось, что в декабре Хеда поедет в Таллинн. Она была удостоена диплома 1-й степени, а член жюри Наталья Зенченко, руководитель таллиннского творческого центра «Диапазон», вручила ей специальный приз - сертификат на участие в таллиннском фестивале «Полет синей птицы».
«В Москве мне понравился и мальчик из Македонии, тоже дипломант 1-й степени, но захотелось сделать подарок чеченской девочке, ведь ее народу довелось столько пережить», - пояснила свой выбор Зенченко, которая вместе с певцом Эрихом Кригером и редактором Радио-4 Александром Лукьяновым входила в состав жюри вокальной части таллиннского фестиваля «Полет синей птицы».
Тогда же, в марте, в северокавказских СМИ появились сообщения: «Юное дарование из Чечни будет представлять Россию на международном конкурсе в Таллинне!». Однако сама Россия поначалу не очень-то этого хотела, во всяком случае в лице пограничников в московском аэропорту, которые не хотели пропускать Хеду и ее бабушку с сестрой: мол, в сертификате написано, что фестиваль проходит с 21 по 23 декабря, а они летели позже.
«Дело в том, что фестиваль перенесли на 24-26-е, мы объясняли это пограничникам, но они и слушать не хотели, хотя визы у нас до 13 января, - рассказала Яха Мизаева. - Пришлось сдавать билеты. Хеда расплакалась - ведь она так хотела попасть в Эстонию, так готовилась.
Мы позвонили в Таллинн организаторам, они прислали по факсу на работу нашему родственнику в Москве бумагу с датами конкурса, мы снова купили билеты, но на этот раз никаких вопросов не было, и бумага эта не понадобилась».
Click to view
Лишь бы не было войны
Все обошлось, и Хеда Кагирова - лауреат очередного фестиваля. Заодно увидела Эстонию. Правда, как заметила ее наставница, тоже впервые побывавшая в Таллинне, чтобы лучше узнать город и страну, сюда нужно приезжать специально.
А вот Яха Мизаева побывала в Эстонии уже в третий раз. «Сначала я на туристическом поезде проехала прибалтийские республики в 1985 году, и так мне здесь понравилось, что через год повторила маршрут, - рассказала Яха Мизаева. - Кто бы мог подумать, что через несколько лет все так изменится…»
Самые страшные дни в жизни, которые пережили сестры вместе со своими односельчанами, - 3-5 марта 1996 года, когда Серноводское подверглось жесточайшим обстрелам с воздуха и с земли. «Мы прятались в подвалах, - вспоминает Яха Мизаева. - От каждого бомбового удара тряслись земля и стены, дети кричали и плакали, это было невыносимо.
Я раньше думала, что если кто и может нас бомбить, то американцы. Так нам внушали. А тут - свои же… За что? Почему? Я согласна - бандитов надо уничтожать. Бандитов! А тогда, похоже, решили сровнять с землей целую республику. Одна война, потом вторая… Много родных и близких мы потеряли».
На всю жизнь сестры запомнили и трагическую новогоднюю ночь 1995 года, когда российские войска предприняли попытку штурма Грозного. «Сколько людей погибло тогда с обеих сторон, непонятно ради чего, - сказала Яхита Мизаева. - Для меня Новый год всегда был любимым праздником. А с тех пор - нет. Каждый раз в новогоднюю ночь вспоминаю тот ужас».
По словам сестер Мизаевых, за десять с лишним мирных лет в республике сделано очень много, следов войны почти не осталась. Почти полностью разрушенный Грозный расцвел, стал краше, чем был, восстанавливаются фабрики, сельское хозяйство, известный некогда курорт в Серноводском, проводится газ в отдаленные села. «Главное - лишь бы не было больше войны. И чтобы вот они, - посмотрела Яха Мизаева на внучку, - никогда не испытали того, что довелось испытать нам».
Хеда учится в шестом классе на одни пятерки. Почти все свободное от учебы время посвящает репетициям. Готовясь к поездке в Таллинн, она приняла участие в записи новогодней программы Чеченского ТВ. Если бы не таллиннский фестиваль, в эти дни Хеда выступала бы дома с симфоническим оркестром. А уже 3 января ее ждут на очередном фестивале в Нальчике.
Сама Хеда к своему дарованию относится спокойно и о карьере певицы отнюдь не мечтает. Она хочет быть врачом. Но пока с удовольствием поет. Кстати, ее репертуар, возможно, скоро пополнится песней на эстонском языке.
«Я хотела разучить с Хедой для выступления в Таллинне песню на эстонском «Старинная мелодия» композитора Арне Ойта. Я считаю, что он достоин памятника только за одну эту песню, которая наиболее памятна в исполнении великого Георга Отса, моего кумира, - рассказала Яхита Мизаева. - К сожалению, не успели. Ничего, надеюсь, это был не последний наш приезд в Эстонию». (
с)
Click to view