"У многих из них - нервные срывы после того, как их принудили вступить в брак. Их приводят сюда, чтобы изгнать злых духов и превратить их в "Степфордских жен" в чеченском стиле", - пишет корреспондент Люси Эш. Центр находится в Грозном и, наряду с колоссальной мечетью, религиозными школами и исламским университетом, входит в масштабную мусульманскую инфраструктуру, созданную президентом Чечни Рамзаном Кадыровым.
"По некоторым оценкам, в Чечне каждый пятый брак начинается с того, что будущий жених и его сообщники хватают девушку на улице и заталкивают в машину", - рассказывает журналистка. Часто на девушку оказывают давление, чтобы она вышла замуж за похитителя и тем спасла честь семьи и предотвратила кровавый конфликт. Некоторые, но не все, смиряются с судьбой. Липхан Базаева, глава организации "Женское достоинство", сказала, что свекрови, считая, что невестки одержимы злыми духами, часто ведут их к Юсупову. "Свекровь хотела бы видеть в доме милую, тихую, трудолюбивую женщину, а невестка просыпается в мрачном настроении и вечером истерично рыдает", - пояснила Базаева.
Мулла Маирбек Юсупов - невысокий бородатый мужчина в зеленой блузе, напоминающей халат хирурга, и плоской шапочке. "Он кажется приятным и учтивым, пока не принимается за работу", - делится автор статьи. Она наблюдала, как пациентка, женщина лет 20 с небольшим, лежала с завязанными глазами, а Юсупов выкрикивал ей на ухо стихи Корана и колотил ее палкой. "Она не чувствует боли. Мы бьем джинна, а не пациентку", - заявил он. "С совершенно серьезным лицом Юсупов разъяснил, что джинну, который проник в девушку, 340 лет, он не мусульманин, а русский мужчина Андрей, который полюбил свою жертву и из ревности заставил ее бросить мужа", - пишет Люси Эш, отмечая, что эта пациентка пришла лечиться к Юсупову в седьмой раз. Ее тетя сказала, что девушку похитили в возрасте 16 лет и с тех пор она дважды развелась, а теперь ее ничто не радует. Другая пациентка уверена, что ее сглазила старшая жена мужа, вселив в нее двух джиннов. Расставшись с мужем, эта пациентка была вынуждена, согласно чеченским традициям, отказаться и от сына.
Автор репортажа отмечает, что Юсупов не похож на садиста, а пациенты и их родственники не протестуют против его методов лечения. Посещение Центра для них - способ смириться с тем, что произошло, заметила Базаева. "Но прежде всего это отражает их бессилие: трагедия похищенных невест в том, что им больше некуда идти", - заключает автор.
Источник:
ИноПресса.Оригинал:
Independent