Квадро-сафари "Смоленское поозерье"

Jun 07, 2011 15:48



День 2-й. "Болото вампиров".

Утро прошло в оперативных сборах, закреплении всякого барахла на квадрики, частыми пробежками от стоянки до дома за забытыми вещами. Стартовали по маршруту в 11.00.


Маршрут начался в достаточно вальяжном стиле. Мы ехали по грунтовым песчаным дорогам. Скорость от 50 км/час. Результат - клубы поднятого колесами песка. Особенно хорошо чувствовал себя я, т.к. шел замыкающим



Часа через 2 такого катания остановились у очень живописного озера. Сделали небольшой привал, перекур, зашли в озеро с целью охлаждения тел. Bluzeum, посмотрев по навигатору выяснил, что у озера нет названия и решил его придумать. В итоге озеро было наречено «Левое», т.к. оно было слева. На этой остановке впервые была озвучена мысль, что маршрут, скорее всего, будет очень легким, и не мешало бы его усложнить.




Следующие несколько часов прошли приблизительно в том же пыльно-озерном режиме.

Потом мы, наконец, съехали в лес. Кто-то натянул проволоку на уровне шлема и при съезде Bluzeum’у четь не отрезало голову, что хоть как то разнообразило наш маршрут. В лесу стало повеселее. Там множество лесовозных дорог с глубокими колеями и грязью. Квадры и мы начали менять цвет с заводского на привычный.

Маршрут проходил по ЛЭП. Сразу хочу отметить, что на всем протяжении трассы не было и не будет ни одного накатанного квадрами или джипами участка, просеки, дороги. Только лесовозные направления.



Далее встретилось первое, как нам казалось, серьезное препятствие - ручей с размытыми берегами. Впервые размотали лебедки. За ручьем угадывался пролесок, ставший впоследствии болотом, но тогда мы не придали этому особого значения. Было слишком велико желание трудностей и препятствий.




На болоте вкрячились (застряли) все и сразу. Местные говны сильно отличаются от подмосковных. Они более жирные и питательные, соответственно, держат технику гораздо сильнее. Скорость движения упала до нуля. Тут мы почувствовали, что постепенно становимся героями передач Discovery «Путешествия вирусолога». Нас стали жрать насекомые всех типов (кроме, наверное, тарантулов и гигантских тропических богомолов). Там были комары, мошка, мухи, оводья, осы, пиявки. И все это в таких количествах, что они создавали пелену. Bluzeum почему-то стал часто вспоминать бычьего цепня (лат. Taeniarhynchus saginatus) - вид паразитических ленточных червей семейства Тенииды. Поражает крупный рогатый скот и человека, вызывая тениаринхоз. Заражение бычьим цепнем особенно распространено в экваториальной Африке, Латинской Америке, на Филиппинах).

Начались первые потери. У MMC оборвался синтетический трос лебедки. У Вадима в момент натяга начала срываться (резко разматываться в обратном направлении) лебедка. Я в это время гатил себе выезд (рубил деревья под колеса). Общий тайминг операции по достижению суши составил 1 час 40 мин. Но за это время дух ЭКСПЕДИЦИИ стал проявляться в полном объеме.

Выбравшись на сушу, поняли, что за это время у нас уже кончилась питьевая вода. Впоследствии вода стала основной драгоценностью и набиралась всегда в прок в колодцах, источниках, ручьях, иногда просто в реках. Речная вода называлась технической и использовалась для поливания на разгоряченные головы, что немного снимало раздражение от укусов всех перечисленных выше насекомых.

Вадим, который на протяжении всей экспедиции, как Колумб, давал названия местности, рекам, озерам, а иногда даже разговаривал с неодушевленными предметами, нарек это место болотом вампиров. В навигаторах была поставлена жирная одноименная маршрутная точка.

После прохождения болота, мы остановились на обед прямо на одной из лесных дорог, которая вела в заброшенную деревню, при этом находилась дорога в рабочем состоянии, т.к. леса в тех краях активно «валят». Chestr долго не мог согласиться с выбранным местом, ибо душа голдовода искала уютную кафешку или хотя бы красивую полянку рядом с дорогой, но усталость от недавнего болотного трофи и простое человеческое желание пожрать, взяли верх и мы пообедали, где остановились.

Далее мы взяли курс на город воинской славы Духовщину, герб которой присутствует на наклейка нашей экспедиции. В Духовщине мы заехали на центральную площадь, где посетили местное сельпо «Центральный» и осмотрели достопримечательности, а именно:
- памятник Потёмкину Г.А. (родился в 18 км от Духовщины в селе Чижово),
- Храм Святого Духа - по преданию, на месте современного храма Святого Духа (вновь освящён в 1995 году) ещё в XIII-XIV вв. существовал женский Духов монастырь (основанный во имя Святого Духа),
- мемориал - братская могила посвященный 39-й армии, освобождавшей в сентябре 1943г. город и район.




Из центра города двинулись к АЗС на окружной дороге, а после на место ночевки, посетив по дороге памятник героям ВОВ, а также родственников Димы MMC в деревне Троицкое, для вручения им московских гостинцев.

Коммент от ММС: Когда мой дед, в первый раз в жизни увидел квадрик, он нисколько не удивился, а только лишь воскликнул «Молодцы Белорусы! Начали маленькие трактора делать! Вот Батька даёт!».



Заправившись в Духовщине и преодолев последний брод за д. Троицкое, преодоление которого проходило под нестройное мычание коров, которые паслись на другом берегу, команда экспедиции добралась до места постановки палаточного лагеря на берегу реки Царевич (приток Днепра). Естественно место было выбрано самое подходящее, т.е. с плохим спуском к реке, полчищами насекомых практически как на болоте вампиров и травой по пояс.


Вопрос травы мы решили, раскатав место квадрами - прояснилась тайна появления концентрических кругов на полях в разных странах мира.

Вопрос насекомых решился посредством запаливания каких-то шаманских спиралей от Фумитокс и наступления темноты (насекомые спят).

Я полез купаться. Chestr на буксире доставил дрова. Поставили палатки. Развели костер. Приготовили макароны с домашней тушенкой. Достали корм. Сварили чай. Начались разговоры.

Прогнали коростель (лат. Crex crex) - небольшая птица семейства пастушковых, относящаяся к монотипичному роду Crex. Обитает во влажных высокотравных лугах, густо поросших кустарниковых болотах, засеянных пашнях либо недалеко от них) т.к. она расположилась практически в центре лагеря и орала так, что заглушала даже наши звуки.
Первый день экспедиции подошел к концу. Все в люлю.


День 3. "Трофи".

С утра исправили основные повреждения прошлого дня - трос MMC и кнопка лебедки Chestr’a, позавтракали, собрались, и двинулись далее по маршруту.

Через пару километров от ночлега, поднимаясь на серьезную горку, близ д. Плющёво, я внезапно слетел с квадрика. Объяснения этому я никакого не нашел и списал все на излишнюю жесткость XMR. Далее события развивались так - XMR разгоняется вниз, я пытаюсь его догнать, подбегаю справа, понимаю, что вскочить на подногу не смогу. Из доступных на бегу органов управления только курок газа, т.к. тормоз с другой стороны. Остановил его только вывернув руль и поставив квадр поперек склона. Начало хорошее.



Поехали по очень живописным местам. Лесные дороги, проселки, грязь, поля ухабы. Преодолели железную дорогу («на Ерыши»), далее пошли лесными дорогами и полями на д. Береснево, по выходу на которое, обнаружили указатель «Национальный парк Смоленское поозёрье через 15 км».


Не доехав до парка, в какой-то деревне остановились и пополнили запасы питьевой воды. Остановились на обед. Оценили удобство примуса Chestr’а. На обеде опять прозвучала мысль, что надо бы усложнить маршрут, т.к. на 23.00 у нас была заказана баня на базе, и не хотелось приезжать слишком рано. Как выяснилось, мысли материализуются.

Мы свернули с накатанной грунтовки и долго пробирались по лесовозной дороге, деревянным переправам, бродам, заброшенным деревням. Дима MMC, видимо в рамках доктрины усложнения маршрута, внезапно начал проходить по колее от Уралов одним колесом в колее, другим на обочине. Естественно начались перевороты с коллективным трудом по установке его квадра обратно. При этом все остальные проходили такие отрезки прямо и без малейшего наклона. Было впечатление, что он хочет помыть свой квадр со всех сторон, как, допустим, яблоко. В итоге MMC промочил запас одежды и действительно немного усложнил для себя маршрут.






Выехали к национальному парку Смоленское поозёрье, через который лежал путь на базу.



Дима MMC, как практически местный житель всю дорогу обещал нам прохождения брода на некой реке Василевка, только через который можно попасть обратно на базу. По словам местных в этом броде был весной утоплен Урал, а сейчас не прошел подготовленный УАЗ. В этом диапазоне возможностей нам и предстояло действовать.

Выехали на красивейшее торфяное озеро в д. Гатище. Вадим тут же дал ему новое название, хотя, по-моему, озеро его уже имело. В этот момент встал вопрос - хватит ли нам бензина до базы. В итоге решили, что хватит, едем через заповедник дальше (бензин и заповедник связаны между собой тем фактом, что АЗС в заповеднике нет).



В процессе продвижения местность постепенно дичала, до тех пор, пока мы не оказались в глубоком лесу. Chestr, из за забитого грязью радиатора, начал перегреваться.
По навигатору определили, что мы находимся между двумя соединяющимися реками в 1,6 км. от деревни Кошелево, от которой идет (по навигатору) нормальная грунтовка на д. Пашково и далее на Рибшево. В этот момент еще была иллюзия попасть в баню.

Коммент от ММС: Кстати, находились мы в тот момент на официальном водоразделе между Черным и Балтийским морями - т.е. эти две речки, на слиянии которых мы оказались, были река Гобза и впадающая в неё река Дряжня. Далее река Гобза впадает в реку Каспля, которая впадает в Зап. Двину и далее Балтика. При этом река Царевич, на которой мы остановились на ночлег, впадает в Вопь, та в Днепр и далее Черное море.

Варианты дальнейших действий - 1. повернуть назад (отметен с праведным гневом), 2. форсировать реку по направлению к деревне, 3. форсировать другую реку по направлению от деревни, пройти лесом, форсировать обратно. Естественно был выбран третий, самый сложный вариант.

Начались поиски брода (комбинация пологих берегов и низкого уровня воды). В одном месте мы спустились к реке и увидели свежие медвежие следы. Почему-то находился только относительно низкий уровень воды. В итоге было решено назвать бродом любое место на реке, куда сможем подъехать.

Первым пошел Chestr. Мы уперли квадр Вадима в дерево и решили спускать квадр Chestr’а на лебедке Вадима. Возникла небольшая заминка (перекур). Квадр Антона стоит привязанный на нейтрали над обрывом. Тут внезапно Chestr подходит и сталкивает свой квадр в пропасть. Трос выдерживает, дерево-упор гнется, но не ломается, квадр висит над водой. Никогда не думал, что есть такая техника спуска квадра - просто столкнуть его вниз :)
На другой берег затянули его тросом и Chestr отправился пробивать дорогу по джунглям до мифической деревни. Тем временем, мы переправили мой и MMC квадр на другой берег. Настал черед Вадима. Его было решено спускать на лебедке задом. Я снимал камерой снизу, как с высоты метра три на меня спускается квадр. Становится не по себе. Транспортира с собой не было, но субъективно наклон был около 70-80 градусов.

После переправы мы отправились на поиски Chestr, и вскоре нашли его перед неслабым болотом (почти как болото вампиров). Затем было решено пройти еще метров 200 по реке и переправляться еще раз, но уже непосредственно напротив МИФИЧЕСКОЙ деревни. Эти 2 километра по лесу мы прошли уже просто ломая деревья любой толщины, не утруждая себя выбором трассы.

На пути был приток реки в виде ручья. Chestr прошел его без всякого напряжения, раскатав для нас непроходимую колею. Первым пошел MMC под бодрые крики Chestr, что проходить его нужно ходом. Дима MMC тут же доверчиво воткнулся в ручей под углом 45 градусов. При помощи лебедок все переправились через ручей. 
Тем временем уже темнело, кончался бензин.

Наконец нашли место для переправы. Относительно первого там было значительно глубже, а противоположный берег был выше и, по-моему, круче. Первым пошел я. Спуск в воду прошел нормально, далее размотали три троса, зацепились за крепкое дерево на другом берегу. Начался подъем. Ощущения, когда я висел на квадре (в свою очередь висящем вертикально вниз на ТРЕХ последовательно соединенных тросах) передать невозможно. Единственная мысль - куда прыгать, если что, и насколько крепкий трос. Однако поднялся.

Следующим шел по той же технологии Chestr. Без проблем. Далее Дима MMC. Как только он завис над рекой, его квадр заглох и Дима совершенно обыденным тоном сообщил, что у него кончился бензин. Заправка в реке подразумевала спуск квадра обратно в реку (типа в горизонтальное положение). После MMC переправили Вадима на моем тросе.
Бензин у всех на тот момент был на последнем делении. В запасе были 10 л. у меня и 10 л. У MMC. Завершение переправ дало нам чувство, что жизнь налаживается, и мы с энтузиазмом двинулись в сторону несуществующей деревни через поле. Полем эту местность (бывшая д. Кошелево) можно было назвать только с большой натяжкой. Либо его перекопали гигантские кроты (метра 1,5 в длину) либо это следы от бомбардировок. Мы переваливались через ямы не менее получаса. Chestr даже перевернулся. Таким образом, дошли до центра деревни. Центр представлял собой поле с ямами. Насколько хватало взгляда, не было ни одного строения. MMC, как опытный местный абориген, чудом заметил дорогу, т.е. просвет между деревьями.

Мы двинулись в просвет. У Вадима кончился бензин. Заправили 5 литров. Остаток на всех составил 8 л. на 30 км. прогнозного пробега до базы. Дальше был пробег по говнам километров 7-10 и в итоге мы выехали уже в существующую в реальности, но глубоко спящую, деревню Рибшево.

Легкие метания по деревне в поисках выхода на федеральную грунтовую дорогу привели нас в 3 часа ночи к несколько бухому субъекту в комуфле, который сообщил, что он с друзьями заблудился и потребовал, что бы мы их куда-то отвезли. Получив вежливый отказ он нисколько не обиделся и проводил нас совершенно добрым и пьяным взглядом.

Через несколько километров мы попали наконец на поворот, который должен был нас километров через 20 привести на базу. Долили бензин, пополнили запасы воды на святом источнике, и двинули в сторону базы.

Вадим, со словами, что на высокой скорости расход топлива меньше, рванул вперед по темной, узкой, петляющей грунтовке. Я отстал. По результатам гонки мы уперлись в обещанный MMC непроходимый брод на реке Василевке, близ д. Климяты. В итоге в свете мощных фар, с видеосъемкой мы его перешли все, хотя глубина была больше чем по пояс. 
После переправы разлили остатки бензина. При этом бензин разливался как водка, т.е. с точной дозировкой в пределах 200 грамм. Сомнения в том, что мы доберемся до базы еще оставались.

Оставшаяся гонка по вполне приличной грунтовой дороге сопроводилась еще одним перегревом Chester’а. Через 5 минут после повторного старта он встал еще раз. Кончился бензин. Мы качнули его квадр, остатки бензина куда-то перетекли, и квадр завелся. Через 1 км. была заправка. На заправку мы въехали уже на парах бензина.

На базе мы были только в 4 часа утра. Баня, ужин, в люлю.
видео с маршрута:

image Click to view

image Click to view

image Click to view

image Click to view



Карта  маршрута:



atv

Previous post Next post
Up