Цікава стотейґа

Jan 16, 2009 12:02


http://www.novayagazeta.ru/data/2009/01/00.html
Трубочисты

Ежегодный газовый конфликт выгоден и российской, и украинской элитам. Газ становится «ничьим», личная прибыль возрастает по обе стороны трубы, а все политические проблемы можно свалить на соседа

Можно ли было избежать газовой войны?


У меня сложилось впечатление, что «Газпром» с самого начала намеревался отключить Украине газ. Во-первых, российский концерн последовательно выдвинул несколько требований, за неисполнение которых пообещал это сделать. Сначала прозвучало требование возврата «Нафтогазом» долга, причем даже не перед «Газпромом», а перед компаниями-посредниками. Когда украинцы согласились и перенесли погашение основной части долга на предновогодний период, чтобы закрыть вопрос, «Газпром» заявил, что его не устраивает отсутствие договоренности о ставках на газ в 2009 году, притом что партнерам, кажется, удалось прийти к компромиссной цене 230-250 долларов за 1 тысячу кубометров. Перед Новым годом «Газпром» неожиданно озвучил новую цену - 418 долларов, а следом приостановил поставки газа. Если бы «Газпром» действительно хотел избежать отключения, партнеры смогли бы найти компромиссную схему поставок в январе и продолжить переговоры. Во-вторых, в отличие от газовой войны 2006-го «Газпром» заранее технически подготовился к приостановке транзита.

О причинах конфликта

Конфликт России и Украины вызван политическими и экономическими причинами. Хотя политическая составляющая заметнее коммерческой. Ситуацию следует рассматривать в общем контексте политики Кремля по отношению к постсоветским странам, следующим «антироссийским» курсом (например, стремящихся вступить в НАТО). Если во время президентства Владимира Путина отношения с сопредельными государствами были более или менее сдержанными, то августовский конфликт с Грузией показал, что Россия готова действовать жестко и без оглядки на Запад.

На Украине политических целей невозможно добиться военными средствами. Россия, видимо, намерена оказать давление на украинскую элиту, сформировать промосковское лобби (это может быть, например, Виктор Янукович или Юлия Тимошенко) и в итоге попытаться восстановить влияние Кремля в странах бывшего СССР.

Среди экономических целей кампании - желание «Газпрома» повысить выручку от продажи газа, желание установить контроль над некоторыми украинскими предприятиями за газовые долги. Безусловно, присутствует желание вернуть в той или иной степени контроль над украинской газотранспортной системой через консорциум.

Я не считаю идею консорциума плохой. Украинская газотранспортная система находится в тяжелом техническом состоянии, однако эта сфера политизирована. Украинцы загнали ситуацию в тупик полтора года назад, заблокировав передачу своей собственности в управление международным нефтегазовым компаниям. Кстати, модернизировать украинские сети не обязательно должен «Газпром».

Еще одна возможная причина конфликта связана с неудовлетворительным состоянием российского газового баланса. Газа просто не хватает, и, перекрывая транзит, его можно сэкономить. В 2007 году - при мягкой зиме - подземные хранилища «Газпрома» опустели уже к концу января. В 2008 году добыча газа не росла, а зима выдалась холодная. И если бы «Газпром» выполнял свои обязательства полностью, то к середине января 2009 года газа в хранилищах не было бы.

О роли Европы

Европа, находясь в зависимости от российских энергоносителей, занимает позицию наблюдателя и вряд ли сможет повлиять на конфликт. Украина после «оранжевой» революции попыталась реализовать свою «прозападность» в виде идеи евроинтеграции, однако столкнулась с прохладным отношением Европейского союза: он не готов к дальнейшему расширению. В результате материальную помощь и моральную поддержку Киев получает из Вашингтона. Кроме того, малая вовлеченность ЕС в конфликт связана с тем, что Европа, сосредоточенная на внутренних проблемах, пока не смогла выработать концепцию энергетической политики, которая позволила бы избежать в будущем подобных ситуаций.

Кто крадет газ

О том, что Украина ворует российский газ, нам говорят уже 15 лет. Однако только сейчас «Газпром» принял решение подать  иск в международный арбитраж, чтобы доказать факт воровства. Я не исключаю, что украинцы и в самом деле занимаются несанкционированным отбором газа, однако в контракте 2002 года, регулирующем транзит российского газа через украинскую территорию, много неясностей.

Например, этот контракт фиксирует годовые объемы газового транзита, но в нем нет помесячной, понедельной или посуточной разбивки. Поэтому украинцы всегда могут сказать, что отобранный газ будет восполнен позднее. В договоре не урегулирован и вопрос о газе для технологических нужд - он нужен, чтобы обеспечивать работу газоперекачивающих агрегатов и компрессорных станций. «Нафтогаз» на днях опубликовал таблицу, показывающую, сколько газа было закачано в украинскую систему и сколько оттуда вышло. Из таблицы следует, что Украина за прошлую неделю подала на европейскую границу газа примерно на 50 миллионов кубометров меньше - он понадобился для технологических нужд. Украинцы утверждают, что общий объем газа на технологические нужды, который был необходим для перекачивания российского газа в Европу в течение недели, составил 126 миллионов кубометров, причем 70 миллионов они взяли из собственных хранилищ.

Я не доверял бы этой информации целиком, однако она в отличие от громких газпромовских заявлений содержит цифры. Пока независимый международный орган не разобрался в ситуации, российским официальным лицам следовало бы запретить публично высказываться на эту тему, чтобы не накалять обстановку.

О перспективах

«Газпром» теряет примерно 150 миллионов долларов в сутки из-за приостановки транзита в Европу. Кроме того, на прошлой неделе «Газпром» не продал Украине (если принимать в расчет цену 250 долларов за 1 тысячу кубометров) газа на сумму более 200 миллионов долларов.

Заместить «Северным» и «Южным потоком» украинский транзит (130 млрд кубометров в год, 80% российского газового экспорта в Европу) невозможно. «Северный поток» (планируемая мощность первой очереди - 27,5 млрд кубометров) предназначен для доставки российского газа на рынки Северо-Западной Европы. Кроме того, технически сложно перебросить большой объем газа, например, из Голландии в Грецию: в Европе нет разветвленной транспортной системы. Проект «Южный поток» (30 млрд кубометров в год) отложен из-за отсутствия денег. Проблема заключается и в том, что он должен пройти через украинскую или турецкую эксклюзивную экономическую зону, а эти страны вряд ли согласятся на строительство. Поэтому единственный, на мой взгляд, вариант решения проблемы - достижение долгосрочных договоренностей с Украиной.

Владимир Милов

.

Росія, Україна, нафтогаз, політика

Previous post Next post
Up