Вид на жительство в РФ как финансовое препятствие для ввоза автомобилей иностранцами

Jan 03, 2021 14:14

Сегодня разбирался с очередной проблемой таможенного регулирования. Заключается она в разночтении понятий иностранный гражданин и иностранное физическое лицо для целей таможенного регулирования. Иными словами едет украинец на своей украинской машине в Россию и по ч. 1 ст. 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза он может везти один автомобиль временно без уплаты таможенных пошлин для личного пользования на срок не более 1 года. Но если у этого украинца имеется вид на жительство в РФ, что он уже такими таможенными поблажками не обладает и должен вносить таможенный депозит в огородом размере. Не совсем понимаю такую градацию с точки зрения законодателя. Ведь абсолютный иностранец находится в более выгодном положении по сравнению с таким же иностранцем, но имеющим вид на жительство в РФ. В общем, иностранцам с видом на жительство в РФ лучше на на своих зарубежных машинах в нашу страну не ездить.

Вид на жительство признается постоянным проживанием - Статья 8. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации (Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ)

В соответствии с подпунктами 11, 17 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС лицо государства - члена союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члена союза.
При этом, в соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при установлении правового статуса физических лиц для целей таможенного регулирования судам следует учитывать содержание подпунктов 11 и 17 пункта 1 статьи 2Таможенного кодекса, предусматривающих, что постоянное место жительства физического лица в государстве - члене Союза является обстоятельством, разграничивающим принадлежность физического лица к лицам государства - члена Союза либо его отнесение к категории иностранных лиц. Для указанных целей гражданство физического лица, включая индивидуальных предпринимателей, не имеет определяющего значения.
Таким образом, определяющим обстоятельством для разграничения статуса лица, является факт постоянного или преимущественного проживания указанного лица на территории государства - члена Таможенного союза либо иностранного государства, достоверно подтвержденного соответствующими документами.
(Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2020 N 88А-6893/2020)

17) "лицо государства-члена" - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена; ("Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

В частности, статьей 264 Кодекса Союза (пп. 1, 3, 4 и др.) в числе прочего предусмотрено применение обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, ТСЛП, временно ввозимых физическими лицами государств - членов Союза; второго и последующих ТСЛП, временно ввозимых иностранными физическими лицами, при наличии не вывезенных с таможенной территории Союза ранее временно ввезенных такими лицами ТСЛП, а также в некоторых иных случаях.
При этом статья 2 (п. 1, пп. 11, 17) Кодекса Союза определяет понятия "иностранное лицо" и "лицо государства - члена Союза". В частности, под лицом государства - члена Союза понимается в том числе физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Союза.
Таким образом, правила временного ввоза ТСЛП, предусмотренные актами, составляющими право Союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, обусловливают применение к такому ТСЛП обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в зависимости от целого ряда различных обстоятельств, указанных в этих правилах. ((Письмо Минфина России от 08.11.2019 N 03-09-10/86661)

Александр Зорин, Таможенное право, Правовое положение иностранных граждан, Адвокат Зорин, Вид на жительство, Таможня, Таможенный союз, Адвокат Александр Зорин

Previous post Next post
Up