Развенчивая околоконституционные мифы

Jun 09, 2020 17:26

Важнейшей правовой темой 2020 года в России является обсуждение предложенных президентом Владимиром Путиным и специальной рабочей группой поправок в Конституцию РФ. Чем ближе дата голосования по ним, тем чаще в сети встречаются заявления, авторы которых пытаются оспорить правовой статус как самих поправок, так и процедуры общероссийского голосования. В частности, 5 июня на сайте издания «Открытые Медиа» был опубликован материал, в котором перечисляются десять самых распространенных в Рунете претензий по этой теме.

РАПСИ попросило профильных экспертов прокомментировать каждый из 10 мифов в отношении подготовки общероссийского голосования, указанных в этой статье.



10 главных попыток дискредитировать голосование по поправкам в Конституцию РФ

Важнейшей правовой темой 2020 года в России является обсуждение предложенных президентом Владимиром Путиным и специальной рабочей группой поправок в Конституцию РФ. РАПСИ попросило профильных экспертов прокомментировать каждый из 10 мифов в отношении подготовки общероссийского голосования, указанных в этой статье.14:41 09.06.2020

1. Втрое сокращенный срок подготовки к голосованию

Адвокат, к.ю.н. Александр Зорин:

«Комментируя негативные заявления ряда политологов о сокращении срока подготовки к общероссийскому голосованию по поправкам в Конституцию России, следует обратиться в первую очередь к конституционному праву как юридической основе демократии, а не к избирательному (электоральному) праву, на которое ссылаются авторы подобных заявлений.

В этом случае следует указать на некорректность придания общности критерию срока при сравнении в различных сферах общественного регулирования и правоприменения: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФКЗ «О референдуме РФ» и Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционировния публичной власти». Первый регулирует выборы в органы власти, второй - вопросы референдума, а третий - всероссийского голосования об одобрении поправок в Конституцию - это новый и специальный закон, касающийся единичной конституционной процедуры внесения поправок в Основной закон как политико-правового акта.

Соответственно, для разных видов народного волеизъявления, предусматриваются различные сроки для назначения даты голосования. Например, на выборах в органы власти эти сроки, в зависимости от разных обстоятельств, составляют от 110 до 70 дней до начала голосования. И более того, в соответствии с пунктом 9 статьи 10 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» такой срок может быть определен судом самостоятельно без вышеуказанного количества дней. В случае референдума РФ - от 60 до 100 дней. Срок местного референдума также может быть определен судом самостоятельно в определенных случаях.

Смешение сроков назначения выборов в органы власти, сроков назначения референдума, сроков назначения общероссийского голосования по одобрению поправок в Конституцию РФ, предусмотренных тремя разными законами и в разном числовом выражении в едином абсолюте, который критики-политологи предлагают делить на три, не имеет ничего общего с правильностью применения конституционно-правовых норм, которые использовал конституционный законодатель для регулирования процедуры, имеющей особую юридическую природу. Подобная «арифметика» позволят сравнивать вольные юридические рассуждения политологов с героем повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков», лентяем и двоечником Витей Перестукиным, который множил землекопов и делил их на дни, получая в решении полтора землекопа.

В свою очередь, Конституционный суд (КС) РФ в заключении от 16.03.2020 №1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу статьи 1 данного закона в связи с запросом президента РФ» указал, что общероссийское голосование не может состояться ранее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа президента РФ о его назначении (абзац первый части 5 статьи 2 закона о поправке), а значит, предполагается достаточный срок для ознакомления граждан с планируемыми изменениями глав 3-8 Конституции РФ. Обеспечение возможности ознакомления возложено на Центральную избирательную комиссию (ЦИК) РФ (пункт 2 части 15 статьи 2 закона о поправке).

Такое регулирование соответствует общепризнанным демократическим стандартам народного волеизъявления и не может рассматриваться как противоречащее положениям глав 1 и 2 Конституции РФ, как и в целом статья 2 закона о поправке, которая направлена на обеспечение подготовки и проведения общероссийского голосования, в том числе на решение организационных вопросов и на обеспечение удобства граждан при волеизъявлении.

При этом, на официальном интернет-портале правовой информации полный текст закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» был опубликован 14.03.2020, в «Российской газете» - 16.03.2020. ЦИК РФ начала информирование граждан о поправках с середины марта: размещалась информация на телевидении, больших рекламных билбордах, в интернете и др.

Таким образом, с момента официальной публикации, выносимых на общероссийское голосование поправок к Конституции РФ, с учетом переноса даты голосования из-за пандемии коронавируса фактически пройдет 76 дней. При том, что конституционный законодатель, согласно общепризнанным демократическим стандартам народного волеизъявления, определил этот срок в 30 дней, и этот срок признан КС РФ соответствующим Конституции РФ».

лександр Зорин, Наблюдатели, Поправки в Конституцию, Партия Россия Будущего, Общественная палата, Адвокат Александр Зорин, Адвокат Зорин

Previous post Next post
Up