Признаки и критерии массовых беспорядков

Aug 08, 2019 19:48

РАПСИ начинает постоянную рубрику, в которой будет просить экспертов дать профессиональный разбор особенностей регулирования оппозиционных акций в разных странах мира, а также специфики местного законодательства в отношении массовых беспорядков, в которые они зачастую перерастают.

Дал комментарий о правовой квалификации массовых беспорядков в России. http://www.rapsinews.ru/publications/20190808/302590076.html?fbclid=IwAR3w8iIrOeqJ8-A4yT6LNqj0xkcdVQwYWhU8fMXjvmaLwnk_1g7hKgmD47Y

При этом адвокат утверждает, что «массовые беспорядки в общественной жизни современной России - это экстраординарное явление, в отличие от европейских стран. Наши сограждане обладают высоким уровнем правовой культуры». В то же время в России, помимо статьи 212 УК РФ, для массовых беспорядков на политической почве для их купирования «предусмотрена статья 3 ФКЗ от 30 мая 2001 года №3-ФК «О чрезвычайном положении, согласно которой чрезвычайное положение вводится при наличии обстоятельств, представляющих собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся в том числе и массовые беспорядки», - пояснил Зорин.

«Количественные и качественные критерии массовости (толпы) учитываются судом как наличие умысла на совершение преступления, как, например, это было сделано в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 2 августа 2013 года по делу №45-АПУ13-27, когда количество человек характеризовалось как массовость», - добавляет Зорин.

«Также важное значение в определении действий лиц как участников массовых беспорядков имеют признаки предварительности либо внезапной реакции на провокацию (смотреть пример в Решении Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Османи и другие против Македонии» от 11 октября 2001 года, жалоба №50841/99, и Постановление ЕСПЧ по делу «Примов и другие против РФ» от 12 июня 2014 года, жалоба №17391/06 <1>, §§ 156-163)», - добавляет адвокат Александр Зорин.
«ЕСПЧ напомнил, когда лица участвуют в актах насилия, органы государственной власти обладают широкими пределами усмотрения при изучении необходимости вмешательства в свободу собраний, и применение санкций за такие порицаемые действия должно считаться совместимым с гарантиями статьи 11 Конвенция о защите прав человека и основных свобод - «Свобода собраний и объединений» (смотреть Постановление ЕСПЧ по делу «Гюльчю против Турции» от 19 января 2016 года, жалоба №17526/10, § 116, и приведенные в нем дела)», - напоминает Зорин.



Отношение к массовым беспорядкам в разных странах

Участники акций протеста в России часто ссылаются на зарубежные нормы в вопросе согласования митингов и действий правоохранительных органов в ходе их проведения. РАПСИ начинает постоянную рубрику, в которой будет просить экспертов дать профессиональный разбор особенностей регулирования оппозиционных акций в разных странах мира, а также специфики местного законодательства в отношении массовых беспорядков.15:12 08.08.2019

РАПСИ, Александр Зорин, Адвокат, Массовые беспорядки

Previous post Next post
Up