Sep 23, 2018 19:08
Журналисты из Республики Татарстан попросили прокомментировать законодательную инициативу региональных властей направленную на ужесточению требований к использованию земель сельхозназначения.
Суть вопроса.
Судебная практика Верховного суда Республики Татарстан исходит из того, что ни Росреестр, ни Россельхознадзор не полномочны рассматривать дела по фактам административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения в связи с их нецелевым использованием, в связи с тем, что конструкция статьи 23.21 КоАП РФ ограничивает Росреестр в рассмотрении дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения.
В то же время Россельхознадзор статьей 23.15 КоАП не наделен полномочием на рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершаемых на землях сельскохозяйственного назначения за нецелевое использование земель сельхозназначения . В соответствии со ст. 23.15 КоАП РФ Россельхознадзор рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 2.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Таким образом, на сегодняшний день КоАП РФ не определен государственный орган, полномочный выносить и рассматривать постановления по указанным делам в отношении административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения. Обозначенный правовой пробел способствует безнаказанному незаконному использованию земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению.
В соответствии с законодательством предусмотрено принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки.
Так Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ статья 6 Федерального закона № 101-ФЗ была изложена в новой редакции. В предыдущей редакции закона земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно мог быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В новой редакции земельный участок может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Таким образом, в случае проведения собственником «одноразовых» агротехнических мероприятий данный срок прерывается и необходимо вновь 3 года подряд устанавливать факт неиспользования земельного участка.
Вследствие этого не представляется возможным привлечение нарушителей за неиспользование земель для сельхозпроизводства по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, т.к. диспозиция данной статьи изложена таким образом, что для ее применения необходимо доказывать неиспользование земельного участка в течение срока, установленного Федеральным законом № 101-ФЗ.
На основании вышеизложенного, региональные власти предлагают целесообразным внести следующие изменения в действующее законодательство:
1. Внести в Гражданский и Земельный кодексы РФ положения об обязательности регистрации договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения независимо от срока, на который они заключаются (в том числе и до 1 года), либо о запрете заключения указанных договоров на срок менее 1 года.
2. Внести изменения в ст. 23.21 КоАП РФ, убрав после слов «статьей 10.10» слова «(за исключением земель сельхозназначения)».
3. Внести изменения в статью 6 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», оставив ее в редакции, действовавшей до 03.07.2016 г.
Моя позиция.
Учитывая юридическую неопределённость статьи 23.21 КоАП РФ, которая ограничивает Росреестр в рассмотрении дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения и Россельхознадзор на рассмотрение конкретной категории дел, то в интересах государственного надзора, скорее всего, исправление этого законодательного пробела будет оправданным.
Что касается поправок направленных на введение положения об обязательности регистрации договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения независимо от срока, на который они заключаются (в том числе и до 1 года), либо о запрете заключения указанных договоров на срок менее 1 года, то, по моему мнению, они не являются существенно необходимыми и противоречат обычаям делового оборота сложившейся в этой сфере, поскольку распоряжение имуществом, в том числе землями сельхозназначения входит в компетенцию их собственника, в том числе, когда землям просто необходим отдых и восстановление.
Ужесточение государственного надзора в предпринимательской деятельности, вплоть до изъятия земель может негативно сказаться на привлечение инвестиций в данную сферу, учитывая запрашиваемое сокращение срока до 1 года, что является не оправданным.
Александр Зорин,
Административное право,
Земельное право,
Адвокат