В поддержку пенсионного маневра Правительства РФ

Jun 22, 2018 09:59

"Я не хочу зарабатывать, я хочу получать" - так звучала одна из шуток на "Русском радио", которую вполне можно применить к противникам пенсионного маневра, реализуемого Правительством РФ, с целью обеспечения людям старшего возраста, активного долголетия и модернизации экономической роли в обществе, путем продления возможности трудовой деятельности.

Посмеявшись над фотожабами в сети, что многие наши сограждане решили похоронить себя не доживая до пенсии в 65 лет, я решил разобраться с историей пенсиий в России и Мире, экономическими, социальными, статистическими и правовыми препосылками пенсионного маневра и пришел к выводу, что "враждебные отклики"  очень быстро опровергаются при детальном аналитическом рассмотрении.

"Враждебными откликами"  называли капиталистические предложения поступившие от граждан СССР при подготовке Конституции СССР 1936 г. (Сталинская Конституции), которой впервые в истории России закреплено право граждан на получение пенсии в ст.120. Однако закрепляя право на пенсии граждан ст.12 Конституции СССР 1936 г. ввела и обязанность в ст. 12, которая буквально звучала так: "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не
работает, тот не ест».

В настоящее время, ст. 37 Конституции РФ говорит, что труд свободен, но ст. 39 Конституции оставила гарантию пенсии для граждан по: возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, социалистическая обязанность всеобщего труда из Конституции РФ исчезла, а социальная обязанность государства платить пенсии - нет, что явно нерелевантно основам свободной экономики, или проще говоря, капитализма, в котором живет наше общество сегодня.

Пенсионный возраст в 60 лет был установлен в начале 20 века, во время тяжелейших (не сопоставимых с сегодняшним днем) условий труда и жизни, во время индустриализации и войн, затрагивающих все население, которое, по сути, работало в мобилизационных условиях. Причем основной (типичной) категорией пенсионеров являлись рабочие тяжелых производств. С середины 20 века во всех странах мира, в том числе и в России, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда и жизни принципиально изменились, произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг, фрилансеры и самозанятые.

Вообще россиян по возможности получать пенсии от государства можно теоретически отнести к «золотому миллиарду», ведь при количестве населения Земли в 6 млрд. пенсии не получает 5 мрд. человек это значительная часть Китая, Индии, Ближний Восток, вся Африка, Латинская Америка. А когда мы смотрим на счастливых западных пенсионеров, путешествующих по Миру, мы не думаем, сколько времени они трудились пока не вышли на пенсию, вот эти цифры.

Страна

Пенсионный возраст

Мужчины

Женщины

Великобритания

65

65

Венгрия

62

62

Испания

65

65

Нидерланды

68

68

Норвегия

67

67

Франция

62,5

62,5

Швейцария

65

64

Япония

65

65

Среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства и восточной Европы все страны, за исключением Узбекистана повысили пенсионный возраст. Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане.

В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025-2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы - до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

Согласно данным статистики в России 46,5 млн пенсионеров - это 31,7% от всего населения страны. Убыль трудоспособного населения, за период с 2017 по 2030 гг. составит 4 млн человек. В результате «старения населения» денег в системе больше не становится, тогда как распределять их приходится на все большее число людей. Если в 1970 году один пенсионер приходился на 3,7 человека трудоспособного возраста, то уже в 2019 году один пенсионер будет приходиться на 2 людей трудоспособного возраста. Нужны огромные средства даже для сохранения пенсий даже на уровне сегодняшнего дня.

При этом данные о работающих пенсионерах показывают, что большинство из них не сидят в огороде и как показывает статистика численность населения Российской Федерации на 1 января 2018 года - 146,9 млн человек, из них пенсионеров - 46,5 млн человек или 31,7%, из них работающих 12,3 млн человек или 26,4% от численности пенсионеров, при этом в первые годы после наступления пенсионного возраста работает более 50% граждан. Например, в 2017 году на пенсию вышло 1,45 млн человек, продолжало работать 0,73 млн человек или 50,3%. Прогнозная оценка численности пенсионеров, которые должны были выйти на пенсию в 2019 году до увеличения трудоспособного возраста -1 млн 629,5 тыс, человек; в 2019 году отложенный выход на пенсию на 1 год будет у 1 млн 484,4 тыс, человек.

Однако сейчас работодатели, особенно в бюджетной сфере, ориентированы на увольнение пенсионеров. В результате, снижается уровень дохода, ухудшается качество жизни при достижении определенного возраста, а это тот возраст, когда расходы по многим статьям, наоборот, увеличиваются и являются неизбежными (медицина и т.д.). Увеличение возраста выхода на пенсию позволит сохранить рабочее место и доход. Доход от работы всегда выше дохода от пенсии.

Новая система предполагает гарантии сохранения своих рабочих мест работниками старшего возраста и практической ценности на рынке труда. Пенсионный возраст - это право изменить тип экономической активности, а не листок об увольнении. Уже сегодня большая часть тех, кто получил право на пенсию, продолжают работать или заниматься бизнесом - новая система не только закрепляет уже сложившийся уклад, но дает таким экономически активным людям старшего поколения новые гарантии их прав и мы вступаем в фазу развития концепции «80+».

Думаю, что новая возрастная градация: 60 лет - это активный возраст. Развитие технологий и медицины, улучшение условий труда привели к более активному долголетию. Люди стали позже и дольше строить карьеру, позже рожать детей. Новая пенсионная система - это не система обеспечения существования пожилого человека после того, как у него уже нет сил работать. Это инструмент обеспечения людям старшего возраста активного долголетия - когда их экономическая роль (формат занятости, род занятий и т.п.) в силу возраста меняются.

Повышение пенсионного возраста ставит задачу изменения отношения к себе, переоценку своего образа жизни, отношения к своему здоровью. Достижение этой задачи - это переориентация на здоровый образ жизни, на профилактику, а не оперативное лечение. Следует отказаться от архаичной концепции «возраста дожития», свойственной для отсталых экономик в отношении старшего поколения. Нам по силам реализовать на практике сквозную концепцию «активного долголетия» - в экономике, социальной сфере, отношении общества к людям старшего возраста.

Решение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием совершенно другой демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения.
Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 лет до 67,5), а для женщин на 5,4 года (с 72,26 до 77,64).

За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. Во многих северных регионах рост существенно выше. В Чукотском автономном округе продолжительность жизни за эти годы выросла на 6,93 года, в Ненецком автономном округе - на 6,16 года, в Республике Саха (Якутия) на 4,09 года, в Магаданской области - на 3,93 года, в Сахалинской области - на 3,76 года, в Республике Карелия - на 3,36 года, в Ханты-Мансийском автономном округе - на 3,2 года. За 2010-2017 ожидаемая продолжительность жизни выросла на 3,8 года.

Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 лет), а для женщин 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года).

Демографические показатели

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, оба пола, лет

73,5

74,3

75,1

75,8

76,6

77,3

78,0

78,4

78,8

79,1

79,5

79,8

80,1

мужчины, лет

68,6

69,4

70,2

71,0

71,8

72,5

73,3

73,8

74,3

74,7

75,1

75,5

75,8

женщины, лет

78,3

78,9

79,7

80,4

81,0

81,5

82,1

82,4

82,7

83,0

83,2

83,4

83,7

К моменту завершения переходного периода, т.е. когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, а для женщин к 2034 году на 7,64 лет и составит 85,28 лет.

В 60 лет человек еще не старик. Это - человек полный сил, способный вести полноценный образ жизни, развиваться и постоянно ставить перед собой новые цели. Настрой на раннюю старость приводит к ранней смерти. Необходимо отодвинуть границы старости для самого себя. А для этого нужна работа, друзья, привычный ритм жизни. Развитие современных технологий (от бытового уровня до инфраструктурного) облегчает этот процесс и делает менее болезненным.

Кроме того, очень важным является внесённый законопроект, - предлагаемая к ратификации Конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения» №102, которой гарантируется уровень пенсионного обеспечения: не менее 40 процентов замещения обеспечением по старости (в частности, пенсией) утраченного дохода.
Таким образом увеличение пенсионного возраста позволит повысить размер пенсии (полагаю, что низкий размер пенсии заботит людей гораздо больше, чем пенсионный возраст), потому что именно в этой конвенции содержится гарантия того, что средний размер пенсии не может быть менее 40 процентов среднего заработка.

В Конвенции содержится и ещё одна очень важная гарантия, касающаяся непосредственно увеличения пенсионного возраста. В соответствии с п. 2 ст. 26 Конвенции: «установленный возраст не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране».

То есть, с одной стороны, есть гарантия, что выше 65 лет пенсионный возраст повышаться не будет, а, если это действительно когда-то потребуется, то такое решение уже невозможно будет принять без обоснования, связанного с работоспособностью (трудоспособностью) людей. В любом случае, нынешний уровень пенсионного возраста устанавливается на десятилетия.

Данные вопросы были обсуждены на заседании Федерального совета Всеросийской политичекой партии "Партия свободных граждан", который решил в целом поддержать пенсионный маневр Правительства РФ и направить соответсвующие письма в региональные отделения партии для проведения консультаций и выработки правовых предложений в этой связи.


Песионный маневр, Пенсионный фонд, Александр Зорин, Пенсии, Партия Свободных Граждан, Повышение пенсионного возраста, Пенсионная реформа

Previous post Next post
Up