Пять юридических рисков использования криптовалюты (биткойна), о которых должен знать каждый

Sep 04, 2017 13:02

Интересный обзор о рисках использования криптовалюты приводит юрист Илья Смирнов.

Популярность криптовалюты набирает обороты - увеличивается число желающих получить прибыль на стремительном росте курса, а в интернете огромное количество видеоуроков для начинающих «майнеров». Некоторые страны уже официально признали биткоин платежным средством и внесли изменения в законодательство. Что же происходит в нашей стране и какие существуют угрозы для криптовалюты в России?

Далее пойдет речь не про политические взгляды и лозунги разного уровня чиновников (Президента, руководства ЦБ и Сбербанка, Федеральной налоговой службы), не про нерассмотренные и бесперспективные законопроекты, не про регулирование вопроса оборота криптовалюты в других странах мира, хотя косвенно для понимая общей картины эти аспекты тоже будут затронуты.

В статье я расскажу о причинах отказаться от использования биткойна, а также о юридических рисках, которые необходимо учитывать любому, кто связан с созданием или оборотом криптовалюты.

Причина 1. Обмен криптовалюты приравнен к сомнительной операции.

На тему использования криптовалюты Центральный банк Российской Федерации принял информационное письмо от 27 января 2014 года «Об использовании при совершении сделок «Виртуальных валют», в частности, биткойн», согласно которому Банк России предостерегает граждан и юридических лиц от использования «виртуальных валют» для их обмена на товары, работы или услуги или на любые денежные средства, поскольку согласно статье 27 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов запрещается.

По мнению Банка России, в связи с анонимным характером деятельности по выпуску "виртуальных валют" неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Причина 2. Использование криптовалюты при совершении сделки является основанием для отнесения такой сделки к сделкам, направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

В связи с широким распространением использования на территории Российской Федерации криптовалюты, на тему ее оборота у Федеральной службы по финансовому мониторингу имеется информационное сообщение от 6 февраля 2014 года, согласно которому процесс выпуска и обращения наиболее распространенных криптовалют полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства. Еще одной из ключевых особенностей использования криптовалют является анонимность пользователей таких криптовалют. Также, криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации.

Вышеуказанные обстоятельства, и в первую очередь анонимность платежа, обусловили активное использование криптовалют в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания, служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Принимая во внимание увеличившееся информационное присутствие криптовалют в средствах массовой информации, Росфинмониторинг информирует, что использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Причина 3. Невозможность обжалования сделки.

В вышеуказанном письме Росфинмониторинг отмечаем, что отсутствие в системах криптовалют контролирующего центра, влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалют вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. К примеру, если оплата произведена, но услуга или товар не получены, то нет гарантий возврата такого платежа. При этом, криптовалюты в силу децентрализации не имеют субъекта, обеспечивающего их условную платежеспособность.

Причина 4. Криптовалюта - запрещенный на территории России денежный суррогат.

Согласно письму Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 сентября 2016 года «О возможности обращения криптовалют, в том числе биткойнов, на территории Российской Федерации», в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Криптовалюта биткойн не имеет эмиссионного центра и отсутствует в Общероссийском классификаторе валют, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25.12.2000 N 405-ст.

Причина 5. Информация о крипотвалютах (биткойне) - запрещенная к распространению на территории России информация.

На большинстве информационных ресурсов, посвященных обсуждения правового статуса криптовалюты, в качестве победного ошибочно воспринимается Апелляционное Определение Свердловского областного суда по делу № 33-6398/2015, которым отменено Решение Невьянского городского суда Свердловской области о блокировке 7 сайтов, связанных с тематикой криптовалюты, в том числе bitcoin.org, bitcoin.it и др.

Указанные сайты всего лишь содержали информацию об «электронной валюте», представляющей собой виртуальное средство платежа и накопления, которая не обеспечена реальной стоимостью и не содержит информацию о ее держателях. Этих аргументов Невьянской городской прокуратуре хватило для того, чтобы убедить суд в необходимости блокировки сайтов.

Рассматривая апелляционную жалобу собственников сайтов, Свердловский областной суд отменил решение Невьянского городского суда Свердловской области о блокировке сайтов не потому, что информация о криптовалюте не является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (вдумайтесь, речь идет не об обороте криптовалюты, а лишь о распространении информации о ней!), а потому, что прокурором выбран не тот способ защиты права. Он просил установить факт, имеющий юридическое значения, а вот если бы он сразу предъявил иск к собственникам интернет - сайтов об обязании удалить информацию, неизвестно чем бы спор в итоге закончился.

Вышеуказанная «победа» сторонников криптовалюты была первой и последней в неравной борьбе с государством.

Так, Апелляционным Определением Санкт - Петербургского городского суда от 13 февраля 2017 года по делу № 33-2537/2017 признана законной блокировка сайта bitcoininfo.ru, на котором были размещены сведения об «электронной валюте Биткоин».

Решением Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 16 мая 2017 года по делу № 2-1993/2017 заблокированы 40 интернет - сайтов, содержащих сведения о криптовалюте.

Более лояльное, в некоторой степени даже революционное мнение имеет Федеральная налоговая служба, которая в письме от 3 октября 2016 года «О контроле за обращением криптовалют, в том числе биткойнов, на территории Российской Федерации» сообщает, что в законодательстве Российской Федерации не закреплены такие понятия, как денежный суррогат, криптовалюта, виртуальная валюта. Запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит.

Мнения органов государственной власти относительно статуса криптовалюты как способа расчета различны, окончательную точку в этом вопросе может поставить принятие соответствующего Федерального закона. Наличествующая правовая неопределенность негативным образом сказывается на судебной практике, которая складывается не в пользу сторонников криптовалюты.

Итог неутешителен: несмотря на политические заявления главы Сбербанка Германа Грефа об отсутствии необходимости накладывать ограничения на использование виртуальных валют, мнение первого зампреда Центрального банка Георгия Лунтовского о будущем за криптовалютой, выступление Владимира Путина о допустимости использования криптовалюты как единицы расчета в некоторых сферах, большинство государственных органов рассматривает криптовалюту как запрещенную денежную единицу, денежный суррогат. Все современное Российское нормативно - правовое регулирование «майнинга» или использования криптовалюты сводится лишь к паре документов. В отсутствие единообразного регулирования, следует оценивать риски, связанные с участием в обороте криптовалюты. Ситуация позволяет обратить пробел в законе в свою пользу, однако это необходимо делать крайне осторожно и подготовлено.

источник Пять юридических рисков использования криптовалюты (биткойна), о которых должен знать каждый

Биткоин, Криптовалюты

Previous post Next post
Up