Гудков #давайдосвидания

Sep 02, 2012 14:50




Депутат и бизнесмен нагнетает жути о внесудебной расправе, хороня Конституцию. Не надо путать лишение неприкосновенности с прекращением полномочий.

Государственная Дума ФС РФ 6 сентября 2012 намерена рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Геннадия Гудкова. Соответствующее письмо Генерального прокурора РФ поступило в адрес ее Председателя Сергея Нарышкина.

ФАКТЫ:



Во-первых, достоверно установлено, что во время исполнения полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ Геннадий Гудков входил в органы управления коммерческих организаций.  Например, ООО «Коломенский строитель».

Во-вторых, данные действия прямо запрещены и пунктом «в» части первой статьи 4, пунктом «г» части второй статьи 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающей, что  полномочия депутата ГД ФС РФ прекращаются в случае вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

ПОЗИЦИЯ ГЕННАДИЯ ГУДКОВА И ЕЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Во-первых, депутат, заявил «Известиям», что: «не принимает никакого участия в работе «Коломенского строителя», а сами подозрения в управлении рынком называет «идиотскими».

- Этот бизнес для меня мелкий. «Коломенский строитель» - это крошечный объект и копеечное предприятие с крошечным оборотом, на котором работает пять человек, причем три из них - уборщицы. У меня действительно есть акции строительного рынка, но управляют предприятием совсем другие люди, - заявил «Известиям» Гудков. - Чем там руководить? Управлять, им все равно, что управлять пивным ларьком. Это же даже уже не смешно. Это идиотские обвинения и предположения».

Опровержение. На страничке депутата Гудкова в Госдуме мы этих сведений не видим, однако согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц «Коломенский строитель» зарегистрирован в форме Общества с ограниченной ответственностью, соответственно в данной коммерческой организации нет акций, поскольку это не ЗАО и не ОАО, а есть доли участников.

Именно наличие акций, могло косвенно свидетельствовать о том, что Гудков мог не входить в состав органов управления в акционерном обществе, но при форме организации ООО, он как участник с долей 65%, по сути, является мажоритарным управленцем.

В соответствии со ст. 91 Гражданского кодекса РФ со ст.32  Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" управление в данном обществе осуществляется через  высший орган общества - общее собрание участников общества. Положения Устава, ограничивающие права участников на управление в обществе ничтожны.

Таким образом, ни одно из решений, отнесённых к полномочиям общего собрания участников, т.е. управление обществом, не могло быть принято без мажоритарного участника Гудкова, из-за отсутствия кворума.

Экскурсия на этот «крошечный» объект и «копеечное» предприятия в материале viktorlevanov

Во-вторых, Гудков сообщил, что: «Конституция РФ не дает права лишать депутата полномочий без судебного решения, а подобное обращение Генпрокуратуры в Думу фактически "благословляет" в России "охоту на ведьм".

Опровержение. Открываем Конституцию РФ - Глава 5 (Федеральное Собрание РФ) ст.94-109 и не видим буквального текста, о чем говорит Гудков. Нет, таких слов, что полномочия депутата прекращаются по судебному решению.

Вместе с тем ст.98 Конституции указано, что депутаты  Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ ДЕПУТАТА, СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ, на которых пытается играть Гудков. Т.е. можно лишить неприкосновенности депутата при расследовании в отношении него уголовного дела, но он остается с полномочиями депутата. А можно и лишить полномочий, не возбуждая уголовного дела.

Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.02.1996 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат не обладает неприкосновенностью от преследования в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности.

Как мы понимаем, действия Гудкова по участию в органах управления ООО «Коломенский строитель» никак не связаны с осуществлением депутатской деятельности.

Но опять же, это относится к неприкосновенности, а мы рассматриваем вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата, о чем в Конституции РФ норм, регулирующих эту процедуру, не содержится.

Однако, в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой и пунктами "б" и "в" части третьей настоящей статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Такое постановление Государственной Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Основанием для проведения проверки в отношении депутата является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке правоохранительными или налоговыми органами (п. «а», ч.4, ст.10 вышеуказанного федерального закона №3-ФЗ).

Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы ограничений, запретов и обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, устанавливается федеральными законами и постановлениями палат Федерального Собрания Российской Федерации. (ч.9, ст.10 вышеуказанного федерального закона №3-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 101 Конституции РФ, каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

К сожалению, Регламент Государственной Думы ФС РФ не предусматривает отдельной процедуры голосования по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата и поэтому голосование наверняка пройдет по общей процедуре. И его итог, при парламентском большинстве «Единой России», очевидно предсказуем.

ВЫВОДЫ:

1.       В соответствии с пунктом «а», части 4 статьи 10 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" основанием для проведения проверки в отношении депутата Государственной Думы ФС РФ Гудкова Геннадия Владимировича является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке правоохранительными органами, а именно Генеральным прокурором РФ.

2.       В действиях депутата Государственной Думы ФС РФ Гудкова Геннадия Владимировича содержатся признаки нарушения  пункта «г» части второй статьи 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому депутат Государственной Думы не вправе состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

3.       В настоящее время имеются основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ Гудкова Геннадия Владимировича на основании пункта «в» части первой статьи 4 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

4.       В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы  Гудкова Геннадия Васильевича по основанию, предусмотренному пункта «в» части первой статьи 4 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Такое постановление Государственной Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1.       Единственное в чем можно поддержать Геннадия Гудкова, так это только в том, что подобная процедура досрочного прекращения полномочий депутата ГД ФС РФ при нарушении законодательных запретов, должна иметь возможность  судебного надзора.

В противном случае, парламентское большинство, даже при наличии соответствующего основания может проголосовать против досрочного прекращении полномочий  члена своей фракции либо вообще не вынести этот вопрос на голосование.

Кроме того, отсутствует процедура и альтернатива принятия решений по данному вопросу, порядок и основания его обжалования, например в случае голосования «против».

Логичным представляется, предоставить право приятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой и пунктами "б" и "в" части третьей статьи 4 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральной избирательной комиссии РФ, поскольку проверка соответствия кандидата в депутаты производится ЦИК РФ.

При  этом закрепить возможность обжалования решения по данным вопросам заинтересованными лицами  в судебном порядке, например в Верховном Суде РФ.

Одновременно установить обязанность ЦИК РФ проверять в течение определенного срока любые, поступившие сообщения о нарушении депутатами ГД ФС РФ запретов, предусмотренных федеральными законами с вынесем решения по результатам этой проверки, предоставив полномочия на запрос информации и вызов лиц для дачи объяснений и др., ответственность за невыполнение требований ЦИК РФ в этой части.

2.       Представляется необходимым, законодательно закрепить по аналогии с частью первой  статьи 85 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обязанность зарегистрированного кандидата, избранного депутатом Государственной Думы, в пятидневный срок со дня получения извещения представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию договора (иного документа) о передаче принадлежащих ему ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации либо их отчуждении.

3.       Законодательно устранить противоречия между частью 2.1.  статьи 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" допускающую возможность владения акциями (долями) коммерческих предприятий и пунктом «г» части второй статьи 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому депутат Государственной Думы не вправе состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Предлагается законодательно ограничить на период исполнения полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ возможность получения им в собственность ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций).

4.       С целью профилактики нарушения федерального закона  «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" необходимо провести внеплановую проверку всех депутатов Государственной Думы ФС РФ в этой части, в том, числе и указанных депутатом Гудковым Г.В. О результатах проверки сообщить в СМИ, принять решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы ФС РФ, по всем выявленным и подтвержденным случаям нарушения федерального закона, являющихся основанием для досрочного прекращения полномочий.

Генеральная прокуратура, Госдума, Александр Зорин, Чайка, Гудков, Честный Юрист, ЦИК

Previous post Next post
Up