Jul 10, 2016 17:31
Продолжаем воевать с директором НКО (некоммерческой организации), который не выполняет решения Совета НКО о собственном увольнении и незаконо удерживает учредительные документы и помещения НКО. По странной причине Минюст под разными предлогамии не производит государственную регистрацию нового директора, что вынуждает Совет НКО обращатся с нашей помощью в суд по обжалованию незаконных решений ГУ Минюста России по г.Москве.
В данной связи на изучении был вопрос подсудности: арбитраж, либо СОЮ (суд общей юрисдикции)? К неизбежному горю подсудность споров, связанных с гос.регистрацией НКО отдана в СОЮ. Делюсь с коллегами печалью по этому поводу и правовым обоснованием, которое лучше бы законодателю изменить в пользу арбитража, дабы не "кипели" федералы из СОЮ и не страдали НКО.
Исходя из общих правил подведомственности дел арбитражному суду, предусмотренных в статье 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к подведомственности арбитражных судов в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 33 Кодекса относятся дела с участием организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в судах общей юрисдикции независимо от состава участников правоотношений, из которых возникло требование, не могут рассматриваться дела об оспаривании отказа в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако дела об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций, в частности общественных объединений, религиозных организаций, политических партий, уклонения от такой регистрации подведомственны судам общей юрисдикции (пункт 5 статьи 23.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьи 23, 42, 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", статьи 12, 14 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", статья 20 Федерального закона "О политических партиях").
Одновременно, в силу пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ", дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, а также пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческими организациями являются не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям
Корпоративное право,
Александр Зорин,
Гражданский процесс,
Адвокат,
Некоммерческие организации,
НКО,
Министерство юстиции