Действия России в Украине соответствуют нормам международного права

Mar 07, 2014 11:36

Такую фразу мы последнее время слышим из уст Президента РФ Владимира Путина. Так ли это на самом деле и что это за нормы международного права разобрался Честный Юрист.

конечно главный вопрос о военном присутствии (вмешательстве). При этом я не ставлю под сомнение или не считаю доказанным факт нахождения российских военнослужащих на территории Украины, а рассматриваю лишь теоретическую возможность такого применения российской военной силы.

В частности международное право в этом вопросе сводиться в основном к одному документу - Уставу Организации Объединенных Наций, который предусматривает в главе VII, применение военной силы в отношении угрозы миру на территории другого государства лишь с санкции ООН. Такая позиция относится к буквальному толкованию и в соответствии с ним по состоянию на 2009 г. было проведено 63 военных операции коллективными силами ООН. Как правило это были маленькие развивающиеся государства  (в основном в Африке), наведение мирового порядка в которых военной силой особо не застрагивало геополитических интересов государств-гегемонов.

Вторым способом наведение мирового порядка военной силой был способ игнорирования требований Устава ООН, поскольку государству-гегемону его требования были нужны лишь для манипулировпния двойными стандартами. Такие примеры и Ирак и Ливия, впрочем и ввод совет сотских войск в Прагу, тоже можно отнести к этой группе.

Однако в последнее время появилась новая теория расширительного толкования Устава ООН и введение в понятийный аппарат международного права такого термина как "гуманитарная катастрофа", который прямо не закреплен в Уставе ООН но вытекает из ряда его правовых норм. Глава VII Устава допускает вмешательство в случае "угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии". Таким образом, сторонники вмешательства полагают, что понятие "гуманитарной катастрофы" можно приравнять к "угрозе миру, нарушению мира или акту агрессии". Кроме того, сторонники данной концепции ссылаются также на Преамбулу и ст. ст. 1, 55 и 56 Устава ООН, в которых оговаривается возможность "предпринимать совместные и самостоятельные действия" для "всеобщего уважения и соблюдения прав человека". Фактически такая теория имеет право на существование, так как термин "операции по поддержанию мира", так же как и термин "вмешательство по гуманитарным причинам", в Уставе отсутствует, что, однако, не мешает на протяжении нескольких десятилетий успешно применять ОПМ на основании расширительного толкования положений Устава ООН.

Учитывая, что отношения в рамках ООН формировались после окончания Второй Мировой войны в спешном порядке, то в Уставе ООН было принято много общих неконкретных формулировок, вступающих в коллизии между друг другом. Именно эти коллизии расширительного толкования и позволяют сейчас России действовать на Украине в правовом поле для предотвращения гуманитарной катастрофы, не нарушая норм международного права.

Далее легитимность обоснования военной силы на территории другого государства это искусство законодателей каждой страны и надо сказать, что первыми в этом искусстве, безусловно преуспели США, не только проводя военные операции, под прикрытием борьбы с терроризмом, но и организовав экстерриториальное правосудие, секретные тюрьмы на территории других государств и многое другое, но об этом я расскажу в отдельном посте.

Российская Федерация, хотя имела конституционное обоснование такой возможности, но развивать его начала относительно недавно. Так в
ч.2 ст. 61 Конституции Россси указано, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. В соответствии с пунктом "г" части первой статьи 102 Конституции РФ Совет Федерации РФ принимает решение по вопросу о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Как правило такое решение относилось к использованию ВС РФ в рамках коллективных сил ООН о чем гласил специально принятый федеральный закон. Вместе с тем, было принято дополнение от 9 ноября 2009 г. N 252-ФЗ к Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" , которое дает Президенту РФ право оперативного использования Вооруженных Сил РФ, находящихся за пределами России, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права для отражения нападений на Вооруженные Силы РФ, отражения или предотвращения нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой, защиты граждан РФ за пределами России, борьбы с пиратством. Решение об оперативном использовании Вооруженных Сил РФ за границей принимается Президентом РФ на основании соответствующего решения СФ ФС РФ.

Следует отметить, что официально опубликовано до Украинского гос.переворота 2014 г. Уже два таких согласия Софеда РФ:
Первое - по Ираку:
Постановление СФ ФС РФ от 07.07.2006 N 219-СФ
"Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности"
Второе, бессрочное и расширенное:
Постановление СФ ФС РФ от 16.12.2009 N 456-СФ
"Об оперативном использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"
Предоставить Президенту Российской Федерации возможность принимать решения об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороне" для выполнения следующих задач:
1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;
2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;
3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;
4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
Таким образом, не совсем ясно, зачем потребовалось новое одобрение Софведа РФ для предотвращения гуманитарной катастрофы в Украине, полагаю, чтобы полностью под страховаться в правом смысле на конкретный случай, плюс выступить информационным оружием в этой связи. В любом случае такое постановление находится в рамках Конституции РФ.

В заключении следует отметить, что сохраняет свое действие и Указ Президента РФ от 02.11.1994 N 2058
"О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом", предусматривающей эвакуационные мероприятия.


Александр Зорин, Гуманитарная катастрофа, Украина, Вооруженные Силы, США, Владимир Путин, Совет Федерации, Крым, Армия, Международное право, Честный Юрист, ООН

Previous post Next post
Up