Сколько получат Навальный и Удальцов за организацию массовых беспорядков?

May 12, 2012 12:59


Следствие допросило оппозиционеров в качестве свидетелей по уголовному делу, возбуждённому по ст. 212 УК РФ. Потом обвиняемые-подсудимые! Очень часто органы предварительного следствия применяют именно такую схему. Сначала получить информацию, допросив в качестве свидетелей, а потом перевести этих самых свидетелей в разряд обвиняемых!



Источник фото http://navalny.livejournal.com/706249.html

Статья 212 УК РФ «Массовые беспорядки»  крайне редко применяется в обычных не революционных условиях, больше ее употребляют после погромов в пенитенциарных учреждениях. Буквально эта статья уголовного кодекса выглядит так.

Статья 212. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, -наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами -

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья, на мой взгляд, юридически сконструирована скользко. Понятие «массовые беспорядки» законодательно не закреплено и генерируется на уровне комментариев к УК РФ, которые судьи и кладут в основу приговора. Если интуитивно можно понять: организацию, участие и призывы, то сами массовые беспорядки полностью отданы на дискреционное усмотрение судьи, которых сейчас хотят сделать пожизненными. Тенденция плохая! Но вот как смотрят на массовые беспорядки ученые-теоретики (Авторы: коллектив под руководством С.А.Разумова).

Массовые беспорядки - это совершаемое большой группой людей (толпой) посягательство на общественную безопасность, сопровождающееся насилием над людьми, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Во время массовых беспорядков нарушается общественный порядок на значительной территории, парализуется деятельность органов власти и управления.

Организация массовых беспорядков может выражаться в различных формах: планирование и подготовка этих действий, создание групп людей для провоцирования и разжигания массовых беспорядков, подстрекательство к их совершению, руководство действиями участников массовых беспорядков с целью вовлечения их в погромы, поджоги, вооруженное сопротивление представителям власти и т.д.

Руководство массовыми беспорядками не обязательно связано с непосредственным участием в их совершении.

Под участием в массовых беспорядках имеется в виду непосредственное выполнение деяний, предусмотренных в диспозиции ч. 1 статьи, либо содействие их выполнению.

Иные преступления, совершенные участником массовых беспорядков, квалифицируются самостоятельно по совокупности с комментируемой статьей (например, умышленные убийства, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование и т.д.).

Под призывами следует понимать распространение таких призывов в письменной (листовки, плакаты, надписи на стенах и т.д.) или устной форме (выступление перед толпой по радио и т.д.). Для квалификации таких призывов требуется, чтобы призывы были направлены не на гражданское неповиновение, а на активные действия против представителей власти, чтобы требования представителей власти были законными.

Преступления, предусмотренные данной статьей, совершаются с прямым умыслом.

Доказать прямой умысел на «организацию» в действиях Удальцова и Навального, да и «призывы» к ним, исходя из такой теоретической выкладки думаю, будет не возможно. Остается субъективное вменение « участия» в массовых беспорядках сопровождающихся насилием, наиболее вероятный путь, ведь потерпевшие полицейские уже есть. Но опять же, «участие»  и его формы законодательно не раскрыты. Т.е. под участием можно признавать любое присутствие в этих самых массовых беспорядках активное или пассивное (наблюдение тоже участие?), территория которых тоже не определена, например как в правовом регулировании контртеррористической операции. Здесь более уместной бы была формулировка: участие в форме сопротивления, неповиновения  плюс квалифицирующие признаки из ч.1 ст. 212 УК РФ. Но это как любит говорить пожизненный председатель КС РФ Валерий Зорькин - прерогатива законодателя.

Таким образом, при признании Навального и Удальцова виновными в участии в массовых беспорядках, они могут получить от трех до восьми лет лишения свободы. Однако лично я считаю на основе просмотренных видеоматериалов ( http://viktorlevanov.livejournal.com/36803.html и здесь http://mihooy.livejournal.com/83955.html  ) и их собственной позиции «без насилия», что причинно-следственная связь между причинением вреда сотрудникам полиции и действиями данных лиц 6 мая 2012 г. Отсутствует, соответственно признаков состава притупления, предусмотренного ст. 212 УК РФ у Удальцова и Навального не усматривается.

Однако не надо забывать о наличии в действиях полиции состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ - превышение должностных полномочий! Исходя из видеозаписей,  это ближе к реальности, чем массовые беспорядки Навального и Удальцова…

Для общего информирования продемонстрирую на конкретном примере, что считал «массовыми беспорядками» Верховный Суд РФ в 2008 г.



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВС РФ от 25 декабря 2008 г. N 89-О08-75 (извлечение)

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Свиридова В.А. судей Эрдыниева Э.Б. и Тонконоженко А.И. установила:

Лыжин, Переладов признаны виновными в покушении на убийство Б. группой лиц по предварительному сговору. Кроме того, Лыжин, а также Ильин, Изуфович, Бородулин, Анисимов, Керимов, Семин, Мальцев, Торопыгин признаны виновными в том, что, отбывая наказание в местах лишения свободы, приняли участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, а Попов и Турчик в организации данных массовых беспорядков. Также Лыжин осужден за применение насилия, не опасного для жизни и здоровья осужденного Т. с целью воспрепятствовать исправлению последнего и из мести за оказанное Т. содействие администрации учреждения.

Преступления совершены <...> 30 января и 11, 12 апреля 2007 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

Выводы суда о виновности Лыжина и Переладова в покушении на убийство Б., совершенное группой лиц по предварительному сговору, при установленных судом обстоятельствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.

Так, из показаний Лыжина, допрошенного на предварительном следствии с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, следует, что между ним и Б. еще в "карантине" сложились неприязненные отношения на почве того, что Б. вступил в актив и стал неправильно вести себя в отношении осужденных, не входивших в актив, и в ходе одной из ссор он порезал Б. кожу на лице, а последний его избил. После распределения их по отрядам, в связи с данным конфликтом между ними и неправильным поведением <...>, 30 января 2007 года он предложил Переладову, Шулятьеву, М., Н., также испытывавшим неприязнь к Б., убить его, на что они дали согласие, при этом они убийством Б. также преследовали цель сменить режим содержания и учреждения. Он вызвал Б. из класса под предлогом разобраться по поводу конфликта с М. и они спустились по лестнице в тамбур на первый этаж школы, где их ждали остальные. Они стали разговаривать с Б., при этом их видел проходивший мимо осужденный К., и затем, Шулятьев металлической трубой, которую он взял под лестницей, из-за спины сильно ударил Б. по голове, от чего тот упал, из раны пошла кровь. Он, т.е. Лыжин ударил Б. несколько раз в горло шариковой ручкой и подобрав брошенную Шулятьевым трубу, ударил ею Б. в область плеча, а Переладов стал наносить удары Б. по шее лезвием от бритвы, М. нанес несколько ударов гвоздем в шею, после чего они убежали в дежурную часть, где сообщили, что убили Б.

Из показаний свидетеля М., данных на предварительном следствии, также следует, что предложение убить "красного" поступило от Лыжина, у которого с Б. конфликт еще начался во время пребывания в "карантине" и в связи с этим уехать в СИЗО. Шулятьев предупредил, что нападение на Б. будет в школе и они остались в тамбуре школы на первом этаже, куда Лыжин под предлогом разбирательства конфликта позвал Б., при этом они заранее приготовили предметы для нападения, и первым Б. ударил по голове Шулятьев металлической трубой, которую он взял под лестницей, от чего Б. упал, также Лыжин несколько раз ударил его ручкой в шею, Переладов нанес несколько ударов лезвием бритвы по шее, он сам ударил его гвоздем в шею, после чего сообщили в дежурную часть, что убили Б., т.е. сказали, что "убили красного".

Обоснованными являются и выводы суда о виновности Бородулина, Анисимова, Керимова, Турчика и других осужденных, которые подтверждаются совокупностью исследованных по делу доказательств, в соответствии с которыми, судом установлено, что Попов и Турчик спланировали и подготовили массовые беспорядки в колонии, руководили их участниками в процессе погромов, уничтожения имущества в кабинете информатики, общежитии 4-ого отряда, помещении профессионального училища, при применении насилия в отношении воспитанников и сотрудников колонии, сами являлись активными участниками погромов и применяли насилие, Турчик также принял активное участие в ведении переговоров и выдвижении незаконных требований к администрации колонии и управления, а Бородулин, Анисимов, Керимов и другие осужденные принимали участие в данных массовых беспорядках.

Установленные судом фактические обстоятельства дела подтверждаются показаниями потерпевших Е., К., П., А., К., Т., Т., М., свидетелей Б., С., Н., П., Л., М., Н., М., Г., Р., С., Ж., А., Ф., Р., Б., П., Ч., Я., Х., Ц., К., данными на предварительном следствии и в суде, частично показаниями самих осужденных в суде и на предварительном следствии, протоколами осмотра места происшествия, заключениями судебно-медицинских и пожарно-технической экспертиз и другими исследованными по делу доказательствами, в частности, из показаний потерпевших К., П., Е., свидетеля Ф. следует, что Попов и Турчик были недовольны избранием Е. председателем совета коллективов колонии, так как Попов сам хотел стать председателем, после чего между Поповым и Е. начался конфликт, а осужденные, которые относились к категории отрицательно настроенных к администрации колонии, лидерами которых являлись Турчик, Бородулин, воспользовавшись данным конфликтом, стали помогать Попову, создавая конфликтные ситуации с "активистами", т.е. осужденными, оказывавшими содействие администрации колонии и придерживающихся установленных администрацией правил, и чтобы в колонии не было активистов и колония стала "черной", т.е. не подчинялась бы порядкам, установленным администрацией колонии, спланировали и организовали массовые беспорядки, сговорившись с большинством осужденных отрицательной направленности; что также подтверждается и согласуется с показаниями свидетелей Х., Б., осужденных Мальцева, Семина, данными на предварительном следствии, при этом из показаний Х. и <...> следует, что именно Попов построив свой отряд, приказал идти в помещение школы, где затем были избиты Е., К., А., Д. из показаний Мальцева следует, что именно Бородулин сказал, что сейчас пойдем бить активистов, в классе информатики видел Ильина, Бородулина; из показаний осужденного Шулятьева следует, что в помещении <...>-ого отряда с целью избить осужденных из числа актива он находился с Бородулиным, Анисимовым, Лыжиным, Керимовым, Поповым, Турчиком и другими осужденными и при этом ломали помещение отряда, подожгли гардеробную; из показаний потерпевшего К. следует, что он видел как Попов и Турчик избивали Е. в классе, Турчик ломал стулья на 2-ом этаже, Ильин бил палкой сотрудника колонии Т., в помещении отряда <...> видел Турчика, Керимова, Ильина в группе других осужденных, которые ломали все, что попадалось им на пути, стали ломать стекла в окнах, выкидывать табуреты, затем пошел дым; из показаний К. следует, что ему наносили удары Анисимов и Изуфович, Ильин бил палкой Т.; сам осужденный Попов пояснил, что когда ворвались в кабинет информатики, он избил Е., а Ильин пояснил, что он выбил дверь в помещении <...>-ого отряда, ударил палкой П. и Т.; из показаний Торопыгина следует, что он разбил стекло в классе, кинул палку в воспитателя К.; из показаний Семина следует, что он бил Д. кулаками по телу и лицу, затем побежал в <...>-ый отряд, чтобы бить активистов, ломал мебель; из показаний потерпевшего Т. следует, что после того, как осужденные пробежали к помещению <...>-ого отряда, то затем из окон помещения отряда выпрыгнули потерпевшие К., М., К. а в помещении отряда стали бить окна, и из окна пошел дым, из окна стали выбрасывать тумбочки, после этого из данного помещения вышла группа осужденных, среди которых были Попов, Турчик, Бородулин, Керимов, Ильин, Лыжин, Анисимов, которые ушли на футбольное поле, где стали сжигать свои фуфайки; из показаний свидетеля Ч. следует, что видел, как Анисимов и Изуфович, находясь между ангаром и общежитием отряда N <...> призывали других осужденных избивать активистов, вырвав из забора штакетину, он вместе с другими осужденными, которых возглавлял Анисимов, побежал к дежурной части, при этом видел как Ильин кинул в оперативного дежурного Т. рацию, которую тот выронил, убегая от них, затем группы осужденных скопились на футбольном поле и стали сжигать в костре свои фуфайки и бирки, Попов руководил ими, призывал не расходиться; из показаний сотрудников колонии С. Б. следует, что осужденные, участвовавшие в массовых беспорядках, действовали во главе с Турчиком и Поповым, слушались их, а из показаний свидетеля С. следует, что от этих осужденных переговоры с представителями УФСИН вел осужденный Турчик, который заявил требования о смене руководства и членов актива колонии, разрешении гражданской одежды и отмене хождения строем, при этом осужденные слушались Турчика и его команд.

Из протоколов осмотра места происшествия следует, что покрытие стен и потолков в помещениях отряда N <...> сильно закопчено, отсутствуют стеклопакеты в оконных проемах и двери в проемах; в кабинете информатики обнаружены следы крови, повреждены мониторы компьютеров, системные блоки, стулья; на футбольном поле имеется пепелище от костра, по полю разбросаны таблички и личные карточки с указанием Ф.И.О. осужденных.

Наличие телесных повреждений у потерпевших Е., К., А., К., М., К., Т. подтверждены заключениями судебно-медицинских экспертиз.

Из акта о пожаре от 11 апреля 2007 следует, что в результате пожара огнем уничтожено две комнаты в помещении отряда N <...>, и по заключению пожарно-технической экспертиз в данном случае имел место поджог.

Таким образом, доводы осужденных Анисимова, Бородулина, Керимова, Турчика о своей непричастности к совершенным преступлениям опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств, и судом обоснованно положены в основу приговора показания потерпевших и свидетелей, данные на предварительном следствии, поскольку, они получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, согласуются как между собой, так и подтверждаются другими исследованными доказательствами, при этом судом также обоснованно дана критическая оценка в части изменения показаний осужденными в судебном заседании по вышеизложенным причинам и в связи с их нахождением в настоящее время в местах лишения свободы.

Александр Зорин, Валерий Зорькин, Марш миллионов, Александр Михайлов, Конституционный суд, Массовые беспорядки, Удальцов, Навальный, честный юрист, Алексей Кожевников, Платформа Русь, Следственный комитет

Previous post Next post
Up