Сегодня ночью неонацистский киевский режим предпринял одну из самых массированных атак беспилотными летательными аппаратами на территорию России. По информации Минобороны, всего средства ПВО сбили 144 дрона, в том числе 20 - над территорией Подмосковья, 72 - над Брянщиной, 14 - над Курской областью. Три беспилотника сбили над подмосковным Раменским, в результате один человек погиб, несколько пострадали - БПЛА спикировали на жилые многоквартирные дома. От себя лично и от лица Демократической партии России я решительно осуждаю подобную атаку. Украинские вооруженные формирования сознательно бьют по исключительно гражданским объектам, и это происходит уже не первый раз. Пока их ствольная и реактивная артиллерия обстреливает наши новые регионы, а также приграничные районы Белгородской и Курской областей, в том числе сам Белгород, переданные Западом ракеты прилетают в Крым и Севастополь, беспилотники различных видов терроризируют все больше регионов нашей страны - несмотря на удаленность линии боевого соприкосновения под удары попадают Подмосковье, Москва, даже Республика Татарстан. Подобные действия абсолютно недопустимы, атака гражданских объектов, хаотичные обстрелы мирных городов - военное преступление.
В данной ситуации крайне важна реакция властей. Когда люди попадают под удар, они вполне обоснованно рассчитывают на то, что местные, региональные и федеральные власти окажут им всю необходимую помощь - специалисты МЧС быстро потушат пожары и эвакуируют людей, медики «скорой помощи» окажут им медицинскую помощь на месте или оперативно доставят их в медицинские учреждения, где врачи поставят их на ноги. Однако и после всех этих действий есть крайне важная мера поддержки - компенсация ущерба. И вот здесь начинаются юридические нюансы.
Даже если имущество, здоровье или жизнь человека застрахованы, то в случае падения беспилотника необходимо смотреть сам договор. По общему правилу, согласно статье 964 ГК РФ, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, если страховой случай наступил в результате военных действий - если в договоре не предусмотрено иное. То есть для получения выплаты необходимо сразу включить в договор падение летательных аппаратов и их частей, расширить страхование на военные риски - по умолчанию это в договоры не включается. На мой взгляд, необходимо временно исключить эту фразу из закона или указать, что это положение не распространяется на теракты и удары по гражданским объектам в России.
Более того, я бы предложил депутатам Госдумы рассмотреть крайне актуальный вопрос: нам необходима законодательная база по компенсации ущерба в таких случаях. Государство должно показать, что оно всеми силами защищает конституционное право граждан на жизнь и здоровье. Необходимо закрепить в федеральном законодательстве простую и понятную для людей схему компенсации ущерба всех видов от атак врага на гражданские объекты.
Подобный опыт у нас уже есть - после масштабных наводнений в этом году все вопросы решались через «Госуслуги», и в целом было понятно, как получить те или иные выплаты. Сейчас региональные власти также оперативно решают вопросы - например, губернатор Московской области Андрей Воробьев уже заявил о компенсации ущерба пострадавшим в Раменском и о том, что региональные власти берут ремонт домов на себя. Пора сделать это общефедеральной практикой - чтобы люди были уверенны: не дай Бог, случись беда, мне окажут всю необходимую помощь и компенсируют ущерб.