Об ответственности самозанятых перед потребителями

Dec 18, 2023 21:10

Ответственность самозанятых предлагают отразить в законе о защите прав потребителей

Союз потребителей РФ выступил с предложением введения самозанятых (плательщиков налога на профессиональный доход) в закон «О защите прав потребителей», чтобы в случае оказания ненадлежащих услуг их можно было привлечь к ответственности. Соответствующее письмо уже поступило в Роспотребнадзор.

Необходимость введения ответственности самозанятых очевидна. К примеру, многие частные мастера злоупотребляют доверием граждан, в частности изменяют цены в процессе ремонтных работ, не несут ответственности за качество предоставляемых услуг. В итоге граждане страдают, а привлечь таких исполнителей к ответу гораздо сложнее, чем юридические лица или индивидуальных предпринимателей. Соответственно, появляются жалобы в Роспотребнадзор, и важность введения данных мер становится все более очевидной.

Другой вопрос - как не отпугнуть частных мастеров и других граждан, занимающихся предоставлением услуг, от оформления самозанятости в случае ужесточения ответственности. Ведь сам проект введения категории самозанятых ставил своей целью обеспечить легализацию частных мастеров и других лиц, предоставляющих услуги и продающих товары собственного производства, и начать собирать с них налоги.

На мой взгляд, здесь есть большое поле работы для правоведов, специалистов по потребительскому рынку. Важно, чтобы самозанятые работники несли ответственность за качество предоставляемых услуг, но не менее важно избежать таких ситуаций, когда мастера перестанут регистрироваться в качестве самозанятых и начнут оказывать те же услуги, получая скрываемый от налогообложения доход.

В целом самозанятых следует приравнять по уровню ответственности к индивидуальным предпринимателям. Например, если самозанятый оказал некачественную услугу, продав плохой торт собственного производства или плохую обувь, либо плохо подготовил ребенка к занятиям в качестве репетитора, заказчик услуг должен иметь возможность потребовать компенсировать причиненный ущерб, получить другое изделие или вернуть потраченные деньги, а также деньги за причиненные неудобства в виде компенсации морального и материального вреда. Поэтому нет сомнений в том, что отвечать самозанятые должны, и этот вопрос необходимо урегулировать в правовом порядке.

Адвокат Александр Зорин

Права потребителей

Previous post Next post
Up