Экскурсия должна иметь официальный статус
Эксперт
РАПСИ Александр Зорин подчеркивает: такая подземная «прогулка» по закону не могла считаться экскурсией, так как официально маршрута по подземным коллекторам не существует.
«Рассматривая в правовой плоскости трагическую ситуацию с массовой гибелью людей на незаконной экскурсии в подземном коллекторе реки Неглинной, следует отметить незаконность и общественная опасность проведения этой так называемой экскурсии, ответственность за которую должна ложиться на ее организаторов и непосредственных исполнителей, поскольку официально такого туристического маршрута как спуск по коллектору не существует, участники прогулки не признавались туристами (экскурсантами) и рассчитывать на помощь спасателей, установленную ст. 15 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 24.01.1998 №83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов», не могли.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «ГОСТ 32611-2014. Межгосударственный стандарт. Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2014 №228-ст) туристские услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества туристов и окружающей среды в соответствии с нормативными правовыми актами. Согласно части 4 статьи 4.5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Распоряжением Правительства РФ от 05.04.2022 №744-р были утверждены перечни видов туристских маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником, категорий их сложности и критериев отнесения туристского маршрута к соответствующей категории сложности, в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов, к которым спуски в коллекторы не относятся, а сам сопровождающий, очевидно, не был аттестованным гидом-проводником, как этого требует закон.
Значит, продавая опасную экскурсию, ее организаторы нарушили требования Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», не являлись туроператорами и лишили погибших покупателей статуса туриста (экскурсанта), на которого должны были распространяться требования безопасности, сопровождения аттестованным гидом-проводником и помощь экстренных государственных служб. А ведь именно государственные службы уполномочены предварительно определять безопасность прохода на том или ином туристическом маршруте», - поясняет Зорин.
В этой связи Следственный комитет уже отрабатывает данное направление привлечения к уголовной ответственности обвиняемых лиц по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц). Санкция этой статьи предусматривает наказание для виновных до 10 лет лишения свободы.
«Хотелось бы призвать граждан обезопасить себя от повторения подобных инцидентов и здраво оценивать риски экстремальных мероприятий, понимая что если экскурсию продает не туроператор (турагент), а рядом с ними не аттестованный инструктор-проводник с нагрудной идентификационной карточкой (форма утв. Приказ Ростуризма от 29.04.2022 №168-Пр-22), то в случае нештатной ситуации - никто не спасет, не поможет, деньги не вернет и страховку не выплатит. Кроме того, в контексте высоких рисков террористических угроз в Москве стоит помнить, что соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ их права в доступе на режимные объекты обоснованно ограничены федеральными законами и существует реальный риск привлечения участников (черных экскурсантов) к ответственности* за подобные действия», - отметил адвокат Александр Зорин.
Кто ответственен за коллектор
По мнению адвоката, на фоне трагедии нельзя не отметить невыполнение московскими властями задокументированных требований безопасности подземных сооружений.
«Правовое регулирование безопасности подземных коллекторов достаточно полно регламентировано Правительством Москвы, которым был принят ряд постановлений по вопросам содержания, защиты и сохранности подземных коллекторов, инженерных коммуникаций и сооружений: от 03.05.95 №394 «О мерах по обеспечению безопасности подземных коммуникационных коллекторов», от 17.09.96 №788 «О мерах правовой защиты подземных коммуникационных коллекторов», от 04.02.97 №55 «О неотложных мерах по защите и сохранности подземных коллекторов, инженерных коммуникаций и сооружений» и от 03.02.98 №85 «О дополнительных мерах по обеспечению надлежащего содержания коммуникационных коллекторов в Москве», Распоряжение Мэра Москвы от 06.07.1998 №681-РМ «О неудовлетворительном выполнении ряда постановлений Правительства Москвы по вопросам содержания, защиты и сохранности подземных коллекторов, инженерных коммуникаций и сооружений».
Согласно этим документам, предусмотрено выполнение мероприятий по защите коллекторов и их наружных сооружений от проникновения посторонних лиц, создание в составе Объединения административно-технических инспекций отдела по контролю за соблюдением Правил защиты и сохранности подземных коллекторов, инженерных коммуникаций и сооружений, в месячный срок разработать и поэтапно внедрить типовые проекты защитно-охранной и противопожарной сигнализации на подведомственных объектах, в целях обеспечения безопасности функционирования коммуникационных коллекторов обязать владельцев коммуникаций и подрядные организации, проводящие в них работы, заключать договоры на услуги по эксплуатации коллекторов до начала эксплуатации и проведения работ в коллекторах.
Таким образом, правовое обеспечение безопасности подземных коллекторов сформировано давно, соответственно, возникают вопросы об их несоблюдении должностными лицами ГУП «Мосводосток», АО «Москоллектор», Объединения административно-технических инспекций города Москвы», - подытожил Зорин.
По мнению эксперта, в целях усиления контртеррористической защищенности населения необходимо принятие комплекса мер по защите стратегически важных объектов инфраструктуры и особенно подземных и подводных сооружений (включая коллекторы), таких как транспортные и гидротехнические тоннели, метрополитен, подземные электростанции, емкости для хранения воды, отходов, подводные переходы, части гидротехнических сооружений, военные объекты.
Учитывая современный уровень видеонаблюдения и сигнализации, сделать это технически возможно. Кроме того, необходимо указание силам полиции и Росгвардии о проведении особого мониторинга наружного наблюдения за скоплениями людей у люков, провести мониторинг незаконных предложений услуг под видом туристических.
Диггерство приобретает уголовный контекст В подземных экскурсиях, как и в других экстремальных развлечениях, следует навести правоприменительный порядок.15:35 23.08.2023