Удивительные параллели, когда фамилия немецкого композитора Рихарда Вагнера так часто появляется в информационном потоке сейчас.
Не буду вдаваться в неоднозначные юридические последствия художественного наследия композитора, которые даже запрещены на территории РФ одной из судебных инстанций, а лишь отмечу то как русский народ не допустил культуры отмены и в Большом театре
идет юридическая опера "Лоэнгрин", а на фронте группа Вагнера делает большие успехи.
Россияне не идеальны, но никогда не додумывались "отменять" произведения выдающихся зарубежных авторов, не будут жить без мировой классики,
заявил президент РФ Владимир Путин. "Ну пускай они живут без Чайковского, Достоевского и Толстого, а мы без мировой классики жить не будем", - подчеркнул Путин. (25.01.2023 г.).
Возвращаясь к сюжету оперы "Лоэнгрин" в Большом театре России мне она прямо показалась судебной эпопей с элементами мистики. Король Генрих сидит под Дубом Правосудия. Он говорит об опасностях, угрожающих единству германской Империи, и расспрашивает Фридриха Тельрамунда о причинах конфликта среди брабантской знати. Тот обвиняет Эльзу Брабантскую в том, что она с целью захвата власти убила своего юного брата, герцога Готфрида, который должен был унаследовать трон, и заявляет, будто на это её подстрекал тайный любовник. Король вызывает Эльзу на суд.
Мечтательница Эльза является перед королём. Она облачена в белое. Своим защитником она провозглашает благородного рыцаря, который утешал её в мечтах. Он должен победить Тельрамунда в поединке и вернуть ей доброе имя.
Постановка представляет собой величественное зрелище, в котором в духе современных фэнтези представлено противостояние мира язычества и мира христианства.
Click to view
https://youtu.be/YPxdBtgeTxk Вагнер рассматривал своё искусство как синтез и как способ выражения определённой философской концепции. Её суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из вагнеровской статьи «Художественное произведение будущего»: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью».
Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства - музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байройт, где оперный театр впервые начал трактоваться как храм искусства, а не как развлекательное заведение; воплощение второй идеи - это созданная Вагнером новая оперная форма «музыкальная драма».
#Большойтеатр #Вагнер #Лоэнгрин