Согласование строительства дома с электриками

Oct 19, 2022 09:23

18 октября 2022 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление №43-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

18 октября 2022 года Конституционный суд РФ разъяснил права владельцев участков в пределах охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Дело о проверке конституционности подпункта «а» пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, рассмотрено в связи с жалобой гражданина В.Б.Колобаева. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

История вопроса
Москвич Всеволод Колобаев владеет земельным участком в Клинском районе Подмосковья с видом разрешенного использования «для садоводства» и расположенным в границах охранной зоны линии электропередачи. В связи с этим он направил в администрацию городского округа Клин Московской области уведомление о планируемом строительстве на нем садового дома. Администрация уведомила его о недопустимости размещения объекта строительства без согласия на это собственника линии электропередачи, который, в свою очередь, в согласовании строительства отказал. Суды подтвердили законность решения администрации. По мнению заявителя, оспоренная норма нарушает его конституционные права.

Позиция Суда
Согласие уполномоченной организации на строительство зданий в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства необходимо для обеспечения их безопасности, а также защиты жизни и здоровья граждан. Вместе с тем вмешательство государства не должно нарушать баланс между интересами общества, условиями защиты основных прав личности и вопросами собственности. Граждане не должны подвергаться чрезмерным обременениям.

Земельный кодекс РФ ввел в 2018 году запрет требовать согласования размещения зданий в границах зон с особыми условиями использования территорий, если прямо не закреплено иное. В этих условиях безопасная работа объектов охранных зон, включая зоны объектов электросетевого хозяйства, обеспечивается, главным образом, за счет нормативной конкретизации в актах Правительства РФ ограничений хозяйственной деятельности в таких зонах.

Однако исчерпывающий перечень ограничений применительно к охранным зонам объектов электроэнергии до сих пор не установлен. При таких обстоятельствах отказ от института предварительного согласования строительства в охранной зоне электросетевого хозяйства несет в себе конституционно неприемлемый риск нарушения надежной и безопасной работы этих объектов и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Таким образом, оспоренное положение не противоречит Конституции РФ, поскольку, в частности, является мерой временной; согласование строительства осуществляется органом власти; отказ в согласовании должен быть четко мотивирован и может быть оспорен в суде.

Правительству РФ необходимо в кратчайший срок внести изменения в действующее правовое регулирование, установив в положении об охранных зонах объектов электроэнергетики порядок, исключающий получение физическими и юридическими лицами предварительного письменного согласования строительства или реконструкции зданий и сооружений в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства.
Правоприменительные решения по делу гражданина В.Колобаева подлежат пересмотру.

Самое главное в Постановлении.

Отсутствие - как общее правило - необходимости предварительно согласовывать размещение зданий, сооружений или осуществление иных видов деятельности в соответствующих зонах с собственниками (владельцами) объектов, в целях охраны которых установлены такие зоны, не исключает учета мотивированной нормативными требованиями позиции этих собственников (владельцев) органами публичной власти при решении ими в ходе рассмотрения заявлений (уведомлений) заинтересованных лиц вопроса о возможности строительства или реконструкции в таких зонах.

Тем самым установление в пункте 3 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации общего запрета требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности юридическими и физическими лицами в границах зон с особыми условиями использования территорий - притом что этот запрет сопряжен с развернутой нормативной конкретизацией условий и порядка ограничений названной деятельности, которая не должна, как это вытекает из статей 17, 19, 34, 35, 36,
46 и 55 Конституции Российской Федерации, нарушать равновесие имущественных и иных прав заинтересованных лиц, - само по себе объективно направлено на исключение произвола и повышение открытости и предсказуемости при принятии уполномоченными органами градостроительных и тому подобных решений, на устранение излишних препятствий для допускаемой законом деятельности в таких зонах. Поэтому сохранение требования о согласовании в соответствии с положением, являющимся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу, фактически снижает уровень гарантий прав граждан и организаций в отношениях по строительству или реконструкции зданий и сооружений - по сравнению с той моделью регулирования, которая предусмотрена в Земельном кодексе Российской Федерации.



Адвокат Александр Зорин

Конституционное право, Адвокат Александр Зорин

Previous post Next post
Up