Конституционная свобода передвижения и мобилизация: дискуссия о дефектах законодательства

Sep 26, 2022 12:00

В юридическом сообществе возникает актуальная дискуссия о совершенствовании законодательства о праве на свободу передвижения и выбор места жительства, по вопросам, связанным с ответственностью граждан, состоящих на воинском учете, при выезде их с места жительства (места пребывания) в период мобилизации в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация. Осуществляется призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1, частью 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» в целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации, которые исполняют воинскую обязанность в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает воинский учет, пребывание в запасе, призыв на военную службу. В период мобилизации, воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает призыв на военную службу по мобилизации; прохождение военной службы в период мобилизации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Главой VIII (ст.ст. 51.2 - 57) Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» регулируется запас Вооруженных Сил РФ, в том числе вопросы зачисления и состав запаса.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

Буквальное толкование данного положения Закона говорит о том, что выезд с места жительства возможен при наличии разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

Данное положение ст. 21 Закона 31-ФЗ уточняется в пункте 52 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», в котором указано, что в период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или места пребывания производится с разрешения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) по письменным заявлениям граждан с указанием причины убытия и нового места жительства или места пребывания.

Таким образом, для реализации права на свободу передвижения и выбор места жительства (места пребывания) в период мобилизации (частичной мобилизации) граждане, состоящие на воинском учете, при смене места жительства или места пребывания, должны обратиться к военному комиссару муниципального образования (муниципальных образований) за разрешением на выезд с места жительства или места пребывания с письменным заявлением с указанием причины убытия и нового места жительства или места пребывания.

Положение ст. 21 Закона № 31-ФЗ и п. 52 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» необходимо рассматривать в системном единстве с положениями статьи 10 Закона № 53-ФЗ и п.п. 50-51 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», чтобы понимать какая административная или уголовная ответственность возможна за нарушение п. 21 Закона № 31-ФЗ.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет.

В соответствии с п. 50 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в военном комиссариате, а в поселении, муниципальном или городском округе, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами), - в органах местного самоуправления; являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания; сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию.

В соответствии с п. 51 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания.

Таким образом, при обычном режиме граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе, если у них нет регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания. При переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе без регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию в двухнедельный срок сняться с воинского учета и встать на воинский учет по новому месту жительства и (или) месту пребывания, в том числе не подтвержденному регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию.

В период общей или частичной мобилизации гражданам, состоящим на воинском учете, дополнительно необходимо получить разрешение военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) на выезд с места жительства (места пребывания), обратившись с письменным заявлениям, указав причины убытия и адрес нового места жительства или места пребывания.

Следует отметить, что в ст. 21 Закона № 53-ФЗ устанавливается ограничение права на свободу передвижения и выбор места жительства для определенной группы граждан (которые состоят на воинском учете, пребывающие в запасе) при наступлении определенных условий (с момента объявления общей или частичной мобилизации) на неопределенный период времени. Кроме того, если в Законе № 31-ФЗ говорится только о месте жительства, то в Законе № 53-ФЗ и Постановлении Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» указывается место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.

Таким образом, для реализации права на свободу передвижения и выбор места жительства (места пребывания) с момента объявления общей или частичной мобилизации, граждане, состоящие на воинском учете, должны не только уведомить военного комиссара по месту жительства (месту пребывания), но и получить у него разрешение на смену места жительства (места пребывания), в том числе, если место жительства (место пребывания) не подтверждены регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.

В тоже время в нормативных актах не установлен порядок выдачи военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) гражданам, состоящим на воинском учете, разрешения при смене ими места жительства (места пребывания) в период мобилизации (частичной мобилизации). Кроме того, в Законе № 31-ФЗ и Законе № 53-ФЗ не установлены основания для отказа гражданам, состоящим на воинском учете, в случае обращении ими за разрешением в военные комиссариаты при выезде с места жительства в период мобилизации (частичной мобилизации).

Законодательно не установлена административная и (или) уголовная ответственность за выезд граждан, состоящих на воинском учете, пребывающих в запасе, с места жительства без разрешения военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, с момента объявления общей или частичной мобилизации.

Кроме того, в статье 8 Закона РФ от 25 июня 1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в качестве оснований ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации период общей или частичной мобилизации не указан.

Таким образом, приказы военных комиссаров «Об объявлении мобилизации» отдельных субъектов РФ, в которых гражданам, прибывающим в запасе, временно проживающим на территории определенного субъекта РФ, предписывается немедленно убыть к месту постоянного жительства, имеют признакии оспоримости на соответствие действующему законодательству.

При мобилизации (частичной мобилизации) в соответствии со ст. 10 Федерального закона п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» граждане обязаны: являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

В соответствии с п. 52 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.

При мобилизации (частичной мобилизации) в соответствии со ст. 10 Федерального закона п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» граждане обязаны: являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

В соответствии с п. 52 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с российским законодательством.

Вместе с тем, специальная административная и (или) уголовная ответственность на граждан за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации, включая частичную мобилизацию, законодательством не установлена.

Несмотря на эти законодательные пробелы, защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Граждане Российской Федерации несут военную службу и обязаны исполнять воинскую обязанность, которая в период мобилизации (общей или частичной) также предусматривает призыв на военную службу по мобилизации; прохождение военной службы в период мобилизации.

Согласно п.п. 1-3 Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов. Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав. Обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности является одной из задач воинского учета.

В ст. 8 Закона № 53-ФЗ предусмотрено, что граждане обязаны состоять на воинском учете. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания. Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете. Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения).

Согласно части 1 ст. 7 Закона № 53-ФЗ в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 25.1 КОАП РФ неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Часть 1 Статьи 328 Уголовного кодекса РФ об уклонении от призыва на военную службу не может быть применима к гражданам, призванных на военную службу по мобилизации, пребывающим в запасе, при уклонении их от призыва на военную службу по мобилизации. Согласно, пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» субъектами преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, являются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе. Таким образом, учитывая пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» граждане, уклоняющиеся от призыва по мобилизации, но состоящие в запасе, не являются субъектами преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса РФ.

Дискуссию предлагает кандидат юридических наук Светлана Миролюбова



адвокат Александр Зорин

Мобилизация

Previous post Next post
Up