Очень был сегодня раздосадован, когда из подмосковного изолятора моего подзащитного отправили в Удмуртию на стадии обжалования приговора и никакому не сообщили. Конечно, расстояние в 1000 километров существенно отягощает свидания с адвокатом, когда апелляционную жалобу будет рассоривать Московский областной суд.
Изучил практику и понял, что существует правовой вакуум и обеспокоенность правозащитников подобной ситуацией. «Примерно по 70-80 заключённых из каждого крупного мужского СИЗО столицы ежемесячно отправляют в другие регионы сразу после вынесения судом приговора, не дожидаясь рассмотрения апелляционных жалоб. Из женского СИЗО №6 каждый месяц вывозят приблизительно 20 человек», - сказал собеседник RT.
По его словам, такая практика существовала и раньше, а после окончания карантина возобновилась.
«Раньше заключённый писал заявление с отказом от этапирования в другой регион до рассмотрения жалобы на приговор суда, а теперь представители администраций московских СИЗО заявляют, что мнение арестантов и адвокатов не имеет значения», - отметил правозащитник.
В ОНК утверждают, что осуждённые участвуют в рассмотрении своих жалоб на приговоры с помощью видеосвязи.
Как добавили в ОНК, заключённые жалуются правозащитникам на то, что фактически лишаются при этом помощи адвоката, многие не в состоянии оплатить защитникам перелёты, гостиницы. (
источник).
Намерен в судебном порядке пресечь подобную негативную практику практику вплоть до обращения в Конституционный Суд РФ, поскольку позиция ФСИН о том, что одних можно отправлять за 1000 километров от суда пока приговор не вступил в законную силу, а другим давать 4 метра пространства мягко говоря не убедительная.
Во ФСИН прокомментировали RT ситуацию с этапированием.
«В целях соблюдения требований ст. 23 федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ФСИН России принято решение о переводе осуждённых по согласованию с судами для дальнейшего содержания под стражей в СИЗО других близлежащих территориальных органов ФСИН России, где имеются условия для их размещения», - говорится в ответе ФСИН на запрос RT о причинах этапирования столичных арестантов в другие регионы.
Статья 23 закона предусматривает предоставление заключённому в СИЗО индивидуального спального места и устанавливает норму санитарной площади в камере в размере 4 кв. м.
Нарушения прав подсудимых на защиту в сложившейся ситуации во ФСИН не усматривают. В пресс-бюро ведомства указывают на то, что для участия адвокатов в рассмотрении уголовных дел «используется видео-конференц-связь, которая получила широкое применение в судах».
Как подчёркивается, точно так же и заключённые могут воспользоваться этим правом, что «отвечает закреплённому в Конституции России принципу состязательности, а также правовым позициям Европейского суда по правам человека».
Кроме того, добавили в ведомстве, решение по данному вопросу принимает суд.
«Вопрос о форме участия в судебном заседании осуждённого, содержащегося под стражей, решается судьёй апелляционной инстанции», - подчеркнули в пресс-бюро ФСИН. (
источник).
Надеюсь и в Генералдьной прокуратуре России обратят внимание на подобную ситуацию.
Адвокат Александр Зорин