Я, имя рек, шертую по своей вере и за весь свой род государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси на том: быть мне и всему моему роду под его, государевой, царской высокой рукой в вечном прямом ясачном холопстве навеки неотступным без измены; и служить мне государю своему царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси и прямить, добра хотеть во всем в правду безо всяких хитростей; и его государского, здоровья оберегать, никакого лиха ему, государю, не мыслить, и ясак ему, государю, с себя и с своих детей и братьев, племянников, лучших людей, подростков, захребетников за все годы платить полной без недобора; и его, государевых, служилых людей в своих улусах не побивать и не грабить и от воров и посторонних людей, которые государю являются непослушны, оберегать и побивать их не давать; и быть с его, государевыми, служилыми людьми за один, иных ото всюду свою братью юкагиров, их племянников и лучших неясачных людей под его государеву цареву высокую руку приводить; ни в чем ему, государю, не изменить; из старых своих кочевьев в иные немирные землицы к юкагирам, бурятам, монголам, китайцам, даурам, и в иные сторонние реки в неясачные иноземцы не переселяться и с ними переписку не вести; на государевых служилых людей,на торговых и промышленных людей смертным убийством ненаучать, и того, что им не платить государева ясака, не заказывать и над своею братией, юкагирам, над улусными людьми их лучшими людьми того смотреть и беречь накрепко, чтоб в них никакого дурного умысла и изменной шатости не было, и никто бы от его царской высокой руки из юкагирских князей и улусных людей никуда, к изменникам-иноземцам не отошли.
А где увижу или услышу от своей братьи, ясачных юкагирей и неясачных людях какую измену или скоп, или заговор, или злой какой умысел к ему, государю, и на его, государевых, служилых людей, и мне, имя рек, за государя своего царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси биться, и, по возможности, и мне их, поймав, привести в Колымской острожек к приказному служилому человеку Тимофею Булдакову и к иным приказным людям, которые посланы будут; а которыми мерами тех людей поймать не возможно, и мне про тот скоп и заговор потому ж сказывать в Колымском же остроге приказным людям и служилым людям.
А где мне по государеву указу велеть быть на его, государевой службе с его, государевыми, служилыми людьми, и мне, имя рек, с государевыми служилыми людьми за государя своего со всем своим родом стоять за один человек на его, государевых, службах; с его, государевыми, изменниками и непослушными людьми: юкагирами и с иными иноземцами биться, не щадя головы своей, до смерти, и на том бою не изменить и к тем непослушным иноземцам не отъехать; и ни к какому дурному воровскому злому умыслу не приставать и ни которыми мерами никакой хитростью. На том на всем государю своему царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси и шертую, что в сей записи писано, по тому мне так и делать.
Ссылка на Яндексдзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5da2de6d06cc4600b14b3a7f/prisiaga-na-vernost-dlia-iukagirov-i-drugih-ne-hristian-sibiri-v-ser-17-veka-602ecb966ce3da7804bcddea Воры - преступники.
Захребетники - категория феодально-зависимого населения в 15 - 17 вв. Они не имели своего хозяйства, жили у крестьян или посадских людей, работали у них в хозяйстве и не платили налогов.
Лучшие люди - зажиточное население.
Промышленные люди - работники различных промыслов.
Улус - в данном случае подвластная племени территория.
Холопы - в данном случае царя, находившийся от него в полной зависимости, беспрекословно повинующийся ему.
Ясак - натуральный налог с народов Поволжья, Сибири и Севера в кон. 15 - нач. 20 вв., взимаемый главным образом пушниной.