Жители европейской части России стали свидетелями рекордно теплого сентября. Теплый воздух с Юго-запада, плюс антициклон и безоблачные дни спровоцировали аномальные температуры. 27-28 градусов в течение нескольких дней - это для сентября явно перебор.
Я предлагаю рассмотреть этот случай с конструктивной точки зрения. Природа нам показала, что в наших краях в сентябре может быть вполне себе не то что тепло, но даже жарко. И в принципе и октябрь в 20-25 градусов вполне возможен. Да и зима в плюс десять после постройки нескольких инженерных сооружений вполне реальна
Каждый градус тепла поздней осенью - это миллионы сэкономленных на дровах и мазуте рублей. Люди меньше болеют ОРВИ, и вообще продление лета очень позитивная со всех сторон штука.
В тоже время лето этого года, кроме августа, выдалось наоборот по-осеннему холодным.
Так что же влияет на температуру в наших краях.
Тут три основных фактора.
Во-первых, начнем с простого. Чем севернее, тем под большим углом на землю падают солнечные лучи. А значит, поверхность земли нагревается по-разному, на севере плохо, на экваторе отлично.
Во-вторых, очень сильное влияние на температуру может оказывать пришедшая воздушная масса. «Я из Атлантики вода» - это мы наблюдали летом, без конца шли циклоны с Северо-запада, плюс они чередовались с северо-восточным ветром. Холодная, мокрая погода, никакого солнышка и сильного нагрева поверхности даже в июле. А в сентябре пришел воздух с Юго-запада. Причем в основном он пришел на высотах 500-800 метров. А значит, нагретый воздух у земли долгое время не улетал из-за инверсии в верхние слои. Например, уже утром, когда на земле еще +12, на высоте было уже +23. Поэтому прогрев слоя воздуха у земли до 23 градусов в условиях безоблачности шел очень быстро.
В-третьих, серьезную роль играет вода. Вода, для центральной России приходит в основном из Атлантики, и она сглаживает температурные колебания. Если вода вместе с циклоном приходит летом, то у нас прохладно и моросящий дождь, если эта же вода приходит зимой, то у нас сначала снегопады, а если подряд несколько циклонов, то начинается оттепель.
Из этого очевидно, что для нашего региона самым теплым вариантом развития событий является перенос тепла с Юго-запада. Оттуда могут приходить как циклоны, тогда у нас не только тепло, но и грозы, так и антициклоны, тогда у нас жара и даже засуха. Но такой сценарий для России не является самым вероятным. Чаще всего воздушные массы идут с Северо-запада. А зимой тут часто встает блокирующий антициклон, который натекает с замороженного Востока Евразии. И наступает солнечная зима.
Теперь я предлагаю помечтать. Что мы тут пенсии и тарифы обсуждаем. Нам нужно прежде всего улучшать климат нашей страны. И возможности для этого есть. Я уже писал пост, в котором предлагал развивать нашу планету до населения несколько сотен миллиардов человек. Сейчас, несмотря на всю эту оголтелую пропаганду зеленых, мы занимаем порядка нескольких процентов от территории Земли. Океан не освоен, под землей практически ничего нет. Так что потенциал роста, если убрать инопланетян и их выкормышей, несколько порядков.
Но сегодня мы рассмотрим климат Европейской части России. Почему у нас не так хорошо, как могло бы быть. Хотя и не так плохо, как в более южной Монголии.
Для начала, рассмотрим Европу. Несмотря на господствующие из-за вращения Земли ветра, система циклонов и антициклонов не 100% устойчива, поэтому циклоны и антициклоны могут приходить как с Севера, с Юга, Запада так и с Востока. Просто вероятности разные. Что такое Европа? Юг Европы - это огромная печка и одновременно баня - Средиземное море. Более того, за этим морем горячая Африка, гор практически нет. Поэтому, если случится так, что ветер подует из теплой Африки, то он таки до южной Европы дойдет, да еще и увлажнится в Средиземном море. Так что это плюс. Но этот плюс доступен только южным странам. От Испании до Турции господствует теплый и влажный климат. Однако для более северных стран такие ништяки недоступны. Виной тому горы. Начиная с Испании и кончая Балканами и Кавказом Европу отделяет от южного воздуха непреодолимая преграда из гор. Причем Альпы весьма серьезные горы.
Но Альпы, которые закрывают потоки с Юга частично компенсируются Скандинавией. Скандинавские хребты закрывают Европу от прямого северного ветра. С востока препятствий практически нет, кроме низеньких Карпат.
И главное, нет гор с Запада и Северо-запада. Да и по геофизике выходит, что господствовать будет западный перенос. И вот если бы все так и было, то Европа севернее Альп была бы чуть теплее Исландии. Но в Европе явно теплее. Дело тут в теплом течении, которое буквально топит бесплатно Европу теплом. Громадное количество тепла переносится из Мексиканского залива. И дело тут не в самой воде, которая теплее всего на несколько градусов. Дело в том, что Гольфстрим по сути дела блокирует прямой перенос холода из полярных широт, а главное Гренландии. В Гренландии даже летом в центре острова возможны сорокоградусные морозы. Северная Атлантика рождает вместе с Гольфстримом весьма прохладные циклоны, но они касаются Европы по касательной. Часть из них вообще огибает Скандинавию и приходит в Архангельск или даже в Западную Сибирь.
Таким образом, в Европе не так тепло как могло быть, но и не так холодно, плюс достаточно влажно из-за западного переноса и Атлантики. На Юге Европы вообще рай.
России повезло меньше, точнее вообще не повезло. С Юга как и у центральной Европы нас закрывают горы, а вот с Севера никакой защиты от Арктики у нас нет. Если господствующий ветер с Севера или Северо-запада, то никаких препятствий до Черного моря он не встретит и вымораживает все (картина на самом деле более сложная так как ветер не может дуть прямо не искривляясь из-за вращения Земли). От Средиземного моря мы закрыты Балканами, немножко Карпатами, от Африки и Ближнего Востока нас отделяет Кавказ. Конечно, есть там лазейка через Черное море, но подобный воздушный перенос происходит крайне редко, хотя и случается.
Но не все так плохо. Гольфстрим греет не только Европу, но и часть России. Пусть и по остаточному принципу, пусть и через заход в Арктику, но все же.
С Востока Уральские горы не мешают холодным зимним антициклонам распространяться из Сибири к нам. Они лишь мешают северным атлантическим циклонам разворачиваться обратно в Европу. Поэтому Западная Сибирь вполне себе увлажнена.
Какие есть варианты? Если снять технологические ограничения и представить, что у нас бесконечные ресурсы и энергия, то можно сделать следующее:
1. Срыть Кавказских хребет. Это откроет дорогу теплу и влаге с Юга, что позволит временами греть Россию. И с другой стороны, это снизит температуры на Ближнем Востоке и даже увлажнит их, так как Атлантика и Средиземноморье будет теперь достреливать и до них.
2. Вырыть Черное море дальше вглубь материка, желательно на Север. Хотя бы расширить связь с Азовским морем. Это позволит сделать климат более мягким и морским. И в тоже время охладит Черное море летом.
3. Самый реалистичный при наших условиях, и возможно самый действенный вариант. Построить горы на Севере. Их необязательно делать горами, достаточно лишь поставить блок от холодного воздуха Арктики. Холод распространяется по поверхности Земли, поэтому высота гор может быть даже меньше скандинавского хребта. Километра вполне должно хватить для заметных перемен к лучшему. А если будут срыты Кавказские горы, то и от Атлантики тоже можно отгородиться Северо-западной стеной. В этом случае влага будет поступать с Юга и Юго-Запада.
Я думаю, при сегодняшних технологиях мы вполне бы могли сделать северную стену. Пусть пока и в несколько сотен метров высотой. Японцы ведь живут, спрятавшись от северных ветров с помощью гор и вулканов. Почему нам нельзя?
Какие еще последствия от этих изменений. В Арктике будет еще холоднее. Со стороны России количество льда увеличится. Гольфстрим скорее всего убыстрится, так как круговорот воды будет осуществляться более интенсивно, что опять же только в плюс.
Вообще же, если смотреть глобально, то горы - зло. Без них глобальное перемешивание тепла было бы интенсивнее, а значит на Юге было бы меньше жары, а на Севере меньше холода, более того, в среднем на планете стало бы теплее. Дело в том, что горы еще и сушат проходящий над ними воздух. Из-за них с подветренной стороны все в дождях (см. Бангладеш), а за ними все в засухе, то есть климат сильно аридный. Например Индийский океан - это громадная печка, которая могла бы прогревать Евразию до Тикси. Но из-за Гималаев все тепло Индийского океана остается на Индостане. Убрать Гималаи и никаких пустынь Гоби, теплая и влажная Восточная Сибирь, процветающая Монголия.
Если же вообще все горы убрать, то влага будет беспрепятственно летать по планете, создавая парниковый эффект благодаря облакам, и перенося тепло с Юга на Север.
Но нашу гипотетическую национальную северную стену стоит не только сохранить, но и опоясать Арктику да и Антарктику громадными стенами-горами. Чтобы согреть Землю, нужно закрыть форточки на полюсах. Именно там минимум солнечной радиации и максимум ее отражения в космос. Поэтому нет смысла отапливать теплым океаном Арктику и Антарктику. Эти регионы нужно сделать зонами вечного холода, что повысит температуру в средних широтах. Канада получит огромную площадь очень комфортной для жизни земли.
Каковы долгоиграющие последствия? На полюсах начнет скапливаться вода в виде льда. Там температуры будут падать вплоть до ста - ста пятидесяти градусов ниже нуля, поэтому вся влага, что туда залетит, навечно там и останется. И в первые тысячелетия от этого будет плюс. Начнет понижаться уровень океана. Мы получим огромное количество ранее затопленной поверхности планеты. С другой стороны, это приведет к осушению климата и позднее придется этот лед с полюсов каким-то образом вытаскивать. Но стену можно сделать открывающейся и некоторые ледники целенаправленно размораживать. Или же сделать такую стену, которая сможет пропускать языки ледника, которые будут соскальзывать в океан и таять.
Ну, а потом можно будет сосредоточиться на раскрутке планеты. Чем быстрее она будет крутиться, тем мягче будет климат. Ну и в совсем далекой перспективе Земле можно придать еще и вращение вокруг плоскости экватора. Вообще можно такую комбинацию вращений подобрать, чтобы вся планета обогревалась равномерно. Вот оно где должно быть равенство.
А если тепла будет не хватать, то нужно ставить в космосе огромные отражатели солнечного тепла. Они, во-первых, подогреют планету если нужно, во-вторых, могут подогревать определенные регионы, в-третьих дадут энергию для растений и солнечных батарей даже в ночное время суток (правда в этом случае придется построить уж очень большой отражатель, легче сначала бороться с вечерними и утренними сумерками).
Вот такие вот вкратце планы. И это должно быть не у меня в журнале, а в телеке, в школе, в учебниках. Это должно быть основной темой научных дискуссий. Зачем бомбардировать Марс, если мы Землю еще не вполне утеплили? Не аллах, не Путин, не охнувшая панда, а вот эти вот вопросы. Все это принесет другое качество жизни и превратит Землю в Рай. Надо таки начать обустраивать наш дом то.
Но нас целенаправленно толкают по-другому пути. Ученых бросили изучать Марс, Плутон, вопросы колонизации Марса (которые нам ничего не дадут), белые люди не заняты срытием гор, а бегают за папуасами и гориллами, изучая их уникальность. Наша холодная планета борется с глобальным потеплением, от которого плюсов на порядок больше, чем минусов. Причем борется и Россия, которая выиграет от потепления больше всех. Вся фантастика заполнена средневековым фэнтези и постапокалипсисом. Все миры будущего какие-то ущербные, будто их выдумывала постоянно менструирующая девица из 10 класса очень-очень средней отнюдь не физмат школы.
Нас старательно толкают в сторону от прогресса. В сторону от ГМО и генетического улучшения человека, то есть от бессмертия. Любая наука о человеке, которая может улучшить его жизнь тут же называется евгеникой или сразу фашизмом.
Все это заговор инопланетян, которые стремятся заморозить наше развитие до подлета их основных сил, чтоб мы не смогли достойно обороняться с помощью нашего космического мега боевого корабля «Луна». Ее бы починить и подлатать, и в бой против кочующих планет инопланетян-хищников. У нас времени может быть уже осталось не так уж и много. Тысячи лет, а может быть всего лишь сотни. Единственный наш союзник - огромные расстояния космоса, которые преодолевать очень долго не только нам, но и нашим конкурентам.