Сегодня отвечаю на новое письмо.
"Я - человек, склонный ко всяческого рода рефлексиям, поэтому со своими внутренними проблемами разбираюсь оперативно, а так же вполне нахожу пути выхода из них (другое дело, что не всегда следую этим путям, предпочитая пассивно сидеть на попе). Моя старшая 12-летняя дочь похожа на меня, в том плане, что ее мучает большинство моих же детских страхов, и я, с высоты прожитых лет, уже могу объяснить ей, что откуда берется, ободрить и успокоить. Но есть существенное различие.
Я была в школе круглой отличницей, Катя же средняя хорошистка, бывают тройки, бывают пятерки. Плюсом этого является то, что у нее нет именно моего перфекционизма, чему я безмерно рада. Минусом - то, что у нее есть свои проблемы, с которыми я не сталкивалась в школьной жизни и не знаю, как ей помочь именно с психологической точки зрения...
Меня никогда не ругали в школе. Я всегда соответствовала всем учительским требованиям. Я даже не могу теоретически представить чувства себя маленькой в этот момент, представляю уже взрослые чувства, где я отношусь к этому снисходительно, "собака лает - ветер носит".
Катю ругают, а она переживает до рыданий дома, прямых отказов идти в школу, увиливаний и т.д. Причем всегда есть какой-то один педагог, который "портит ей жизнь".
Она ходила в младших классах в художественную школу, 2 года была у одной учительницы, затем ее перевели к другой. Чуть что - учительница начинала кричать, не только на Катю, на многих других детей, не пускала на урок, например, без принесенного ватмана, и в тоже время не давала сходить за ним домой ("я за вас ответственность несу!"), позорила при всех. Катя стала либо открыто просить меня "Можно я сегодня не пойду в х/ш"; либо жаловалась на болезнь и не шла; либо говорила "Нам сегодня ко второму уроку" - и пропускала первый урок. Я поговорила с учительницей, та мне заявила, что способности у моего ребенка средние? и неизвестно, что она делает в школе. Тогда я предложила Кате перейти в параллельный класс, она восприняла без энтузиазма. Я спросила Катю прямо (не упоминая о способностях): "Ты не хочешь больше ходить в художку?" и, получив утвердительный ответ, разрешила ей школу оставить (не хочу быть анекдотической мамашей, из-под палки заставляющей своего сына пиликать на скрипке).
После этого мегерой стала учительница младших классов в обычной школе.
Та никогда не кричала, но интеллигентно отчитывала: "Как же тебе не стыдно, Катя!" Нормальное неодобрение, его вполне можно вынести, хотя да, неприятно. Катя стала плакать дома, что вот, я писала домашку и описАлась, надо зачеркивать, учительница ругает нас за зачеркивания, требует писать сразу чисто, аааааа, что теперь делать!
Я пошла ко второй учительнице и обрисовала ей ситуацию. Та вникла в проблему и перестала давать устные оценки Катиным тетрадкам. До конца 4-го класса была тишь и гладь.
В 5-м классе появилась великая и ужасная учительница русского языка. Наша классная охарактеризовала ее так: "Да, она специфическая женщина, но знаете, какие грамотные вырастут у вас дети! У нас ЕГЭ по русскому все классы сдают не меньше чем на 90 баллов." Специфическая женщина могла заявить кому-то, кто не ответил "ты дебил", поднять чью-то открытую тетрадку и с сарказмом разбирать при всем классе ошибки и т.д. Дома снова начался плач, просьбы перевестись в другую школу (я обещала, что если ситуация не изменится - то да, перейдем), жалобы на болезнь и даже совсем пугающие меня заявления (я сказала Кате, что сейчас накажу ее за то, что причинила боль младшей сестре, а Катя предложила ударить ее так, чтобы она попала в больницу и хоть там отдохнула от учительницы, после чего расплакалась).
Я решила снова идти разговаривать с учительницей, но мне уже стало казаться, что метод решения проблемы неправильный. По-моему, устраним мы сейчас русичку - станет злобной физичка, например. И я в четвертый раз пойду с руганью "как вы смеете обижать моего ребенка!" Т.е. сценарий все время один: Катя сталкивается с проблемой, с которой сталкиваются и другие ее сверстники, но воспринимает ее крайне болезненно, жалуется мне "Мама, спаси меня", и я ее постоянно спасаю, спасаю и спасаю. Я ей попыталась объяснить, что не могу биться все время со всем миром за нее, ей придется делать это и самой; что учительница с нервным расстройством, и поэтому что бы она не говорила - эти слова надо списывать на болезнь. Рассказываю, что всем в классе неприятно, и когда позорят их (она же не только к Кате цепляется), и когда позорят кого-то (жалко его). Катя выслушивает, а потом через некоторое время спрашивает, со скольких лет можно работать, чтобы она могла бросить школу.
Я понимаю, что это называется школьный невроз. Я знаю, как выходить из своих невротических проявлений, но не знаю, как из Катиных... Может, так и защищать ребенка от страшных учительниц, пока она не достигнет совершеннолетия, а значит, и более взрослого взгляда на жизнь? Или, может, уже сейчас лучше позволить ей пережить свои страхи и выработать лекарство против них (я же так или иначе выработала)? А что, если она в более старших классах сообщит мне, что в школе все нормально, и просто перестанет туда ходить, гуляя вокруг дома? У нас в классе были такие случаи.
Если обобщить, то хотелось бы узнать ответ на эти последние вопросы: защищать ли ребенка до взрослого состояния (у меня нет подсознательного желания водить ее до сорока лет за руку и напоминать, чтобы одела шапку, мне просто больно от того, что больно ей), перевести ли в другую школу (там учится ее дворовая подружка, поддержка как бы), дать справиться с ситуацией самой? Буду рада прочитать.
Ответ:
Как приятно встречать родителей с развитым чувством поддержки ребенка. У нас в обществе до сих пор сильно мнение, что отстаивать свои интересы и уметь постоять за себя дети должны сами. Это неправильно. Ребенку любого возраста (хоть новорожденному, хоть подростку) нужно чувствовать, что он надежно защищен, что при любом форс-мажоре ему есть у кого попросить помощи (и помощь придет).
Наша система образования во многом, увы, построена на инициировании чувства страха и чувства вины. В любой школе есть учитель (а иногда и не один), который строит обучение на унижении и обесценивании. Так что постоянные переходы из школы в школу не решат проблему. Не бывает идеальных школ с идеальными учителями, везде есть свои трудности, и важно и для ребенка, и для его родителей получить ценный опыт их преодоления.
Вы совершенно правы: игнорирование Катиных жалоб может привести к тому, что она станет прогуливать школу (или «нарываться» на отчисление), перестанет делиться, рассказывать про свою жизнь, обращаться к вам за поддержкой, доверять. Но и полностью потакать ее слезам тоже было бы неправильно.
Ваша задача - дать ей понять, что вы с ней и никогда ее не бросите. Что она никогда не останется наедине со своей проблемой. Как минимум вы будете рядом и будете держать ее за руку.
(Замечу в скобках, что умение выдерживать свои и чужие негативные эмоции, а также неприятные, стрессовые, травмирующие ситуации - очень ценное качество взрослого человека. Этому, безусловно, можно и нужно учиться с детства - учиться тому, что любые неудачи и проблемы переживаемы, если не прятаться от них, не сбегать в зону комфорта, не ждать, что кто-то решит их за тебя, а действительно переживать и учиться справляться. А чтобы переживать было нестрашно, нужно, чтобы у человека был мощный опыт принятия и поддержки. Именно этот опыт вы можете дать своей дочери, будучи рядом с ней в ее трудностях).
Вы можете научить Катю защищаться и отстаивать чувство собственного достоинства - например, все же пойти к учительнице и в присутствии девочки спокойно, вежливо, без претензий (Я-соообщения - наше всё), но твердо дать понять, что вы никому не позволите обижать своего ребенка.
Собственный пример разрешения конфликтов - очень ценный. После такого «наглядного пособия» Кате будет проще ПЫТАТЬСЯ решать свои проблемы самостоятельно. А в случае неудачи она всегда может обратиться к вам, но - скажите ей об этом - вы не решите за нее ее проблему. Вы лишь поможете ей найти выход.
Нужно также объяснить девочке, что взросление, в процессе которого она сейчас находится, - это не только расширение прав и свобод ("пойти работать"), но также это появление обязанностей и ответственности - за свою жизнь, свои поступки, свои усилия (или их отсутствие) и даже за свои чувства. И если она хочет получать первое, ей придется нести и второе. Это тяжелый груз, который под силу не каждому взрослому. Именно поэтому вы должны быть рядом - обнимать, подбадривать и транслировать ей веру в себя.
Очень важно научить ребенка самостоятельности, но делать это осторожно, аккуратно и постепенно, до конца не отпуская руку, пока ребенок сам ее не отпустит.
Ирина Чеснова