Что мешает ребенку расти? И что помогает?

Jul 09, 2015 23:00

Текст из серии "здравствуйте, капитан очевидность", но для совсем "новеньких" родителей - в самый раз)
Это отрывок из моей недавно вышедшей книги "Я стала мамой!"

ЧТО МЕШАЕТ РЕБЕНКУ РАСТИ?..
..И ЧТО ПОМОГАЕТ?

Итак, что мешает:

• Условная любовь: «ты хорош и ценен для меня, только если…», «мою любовь надо заслужить».

• Непринятие: «да что ж ты такой громкий (медлительный, неспособный)».


• Отвержение: «ты ужасен, я не хочу иметь с тобой дело».

• Любые формы активного насилия (физические наказания, оскорбления, унижения, придирки, негативные оценки, постоянная критика, подчеркивание недостатков, того, что ребенок маленький и слабый).

• Отсутствие внимания, опеки и контроля, дефицит общения, равнодушие, эмоциональное безразличие к ребенку, его заброшенность при нормальном физическом уходе: «делай, что хочешь, только меня не трогай, мне нет до тебя дела».

• Непонимание и, как следствие, неучет его индивидуальных особенностей и потребностей (например, от спокойного и медлительного ребенка требуют быстрой реакции, а от нерешительного и стеснительного - смелости и открытости).

• Доминантность, авторитарность, сверхтребовательность и сверхконтроль, амбициозные ожидания: «будет так, как я скажу! я взрослый - я знаю! ты - должен!», «я хочу, чтобы ты стал», «я хочу, чтобы ты была лучшей».

• Чрезмерная удушающая родительская забота (гиперопека), попытки оградить от всех жизненных неурядиц, создать прекрасный искусственный мир, в котором нет негативных переживаний: «все - для тебя», «я всем ради тебя пожертвую», «ты - единственная ценность в моей жизни».

• Отсутствие границ, правил, разумных запретов: «я тебя люблю, и тебе все можно».

• Противоречивость, непоследовательность в родительском поведении и отношении: «я тебя то люблю, то ненавижу, то обнимаю, то отталкиваю, то запрещаю, то разрешаю».

• Несогласованность воспитательных тактик и стратегий (мама: подожди здесь; папа: нет, подожди за дверью).

• Ситуации, когда родители втягивают ребенка в свои взаимоотношения и конфликты, делая его «посредником» и миротворцем, превращают ребенка в жилетку и жалуются ему на жизнь и друг на друга.

К чему это все приводит? К низкой, уязвимой самооценке, искаженному образу Я (кто я? какой я?), неуправляемости, агрессивности, ожиданию зла там, где его нет, либо, наоборот, к подавленной воле, пассивности, высокой тревожности, зависимости от чужой оценки, мнения и одобрения, ощущению себя слабым, неуверенным, виноватым, подверженным внешнему влиянию, ответственным за чужие чувства и чужую жизнь. К тому, что ребенок утратит доверие к людям, себе и своим ощущениям, а мир будет воспринимать как опасный и недобрый.

…Что же помогает ему расти?

• Безусловная любовь, принятие, ласка, телесный контакт - почаще говорите о своих нежных чувствах к нему.

• Доверие, вера в него - «ты сможешь, у тебя все получится».

• Внимание к него интересам и потребностям.

• Признание - его достижений, его индивидуальных особенностей, его хорошести.

• Здоровая родительская власть: сочетание требовательности и чуткой заботы, твердость, умение настоять на своем, при этом не унижая, не подавляя ребенка и показывая свое уважение к его чувствам («да, тебе обидно, что мы уходим с площадки, но нам надо срочно домой, идем!»).

• Возможность проявлять инициативу, самостоятельность, волю (и не получать за это по рукам и губам), участвовать в повседневной жизни, помогать близким в посильных для него делах и чувствовать себя нужным и полезным.

• Право делать ошибки, исправлять их, извлекать из них уроки.

• Ясная, понятная, непротиворечивая система требований, правил, запретов и границ дозволенного (ребенок ощущает себя увереннее, когда понимает, что родители не дадут сделать ему то, что нельзя, интуитивно он чувствует, что за ограничениями стоит любовь и забота о нем).

• Ощущение своей защищённости, что родитель - уверенный и сильный, каменная стена: всегда поддержит и не даст в обиду.

• Атмосфера теплоты, спокойствия, радости, заботы и взаимной поддержки в семье (если родители и спорят между собой, то только за закрытыми дверями, не вовлекая детей).

• Родительская включенность и легкость - умение рассказывать увлекательные истории, шутить, играть, озорничать, придумывать нестандартные ходы и заговаривать капризы.

Ирина Чеснова, психолог,
отрывок из книги "Я стала мамой!"
www.irina-chesnova.ru


мои КНИГИ, растем!, начинающим мамочкам

Previous post Next post
Up