Если ребенок боится

Feb 20, 2015 13:51

Меня попросили написать, как помогать детям справляться со страхами. Тема огромная, в ней много нюансов, поэтому пунктирно, самое главное.

Чего боятся дети? Ребенок-дошкольник может бояться Бабы Яги, громких и незнакомых звуков, воды, грозы, собак, замкнутого пространства, темноты, чудовищ, наказания или боли. Плакать при виде незнакомых людей, врачей или когда мама уходит.


Самые распространенные страхи в младшем школьном возрасте - страх смерти, страх потери родителей (это абсолютно нормальная линия развития), все той же темноты, страх быть не тем, кого уважают, ценят и понимают, страх сделать что-то неправильно; страх злодеев из фильмов, мультиков и компьютерных игр.

В подростковом возрасте может мучить страх призраков, животных, высоты, стихийных бедствий, огня, пожара, крови, боли, развода родителей + социальные страхи (одиночества, наказания, осуждения, страх не успеть/не сделать/не справиться/ошибиться, быть «не таким»).

Страхи могут возникнуть после психотравмирующей ситуации, а также как результат негативных чувств и переживаний, которые пугают ребенка и с которыми он не в силах справиться (злость, обида, ревность).

Возможно, вас немного успокоит мысль о том, что появление страхов у ребенка - это нормально и даже неизбежно, так как дети прекрасно чувствуют, что они маленькие, зависимые и гораздо слабее любого взрослого, Страхи говорят о том, что ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, отличать «опасное» от «безопасного». И большинство детских страхов - временны, они обусловлены возрастом и пройдут, исчезнут без следа, если к ним правильно относиться.

«Если же они болезненно заострены, - пишет детский врач и семейный психотерапевт профессор А.И. Захаров, - или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей (сверхтребовательность, гиперопека, устыжение, негибкость, предвзятость, большое количество запретов, мнительность, тревожность), незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье».

Главное правило: чем больше у ребенка интересов и свободного, радостного общения, тем меньше страхов, и, наоборот, чем меньше круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, переживаниях и страхах. Лучшая защита от страхов - спокойная и комфортная обстановка дома, атмосфера любви, тепла, защищенности и доверия.

Чего делать нельзя?

Нельзя ругать и наказывать ребенка за то, что он боится.
Нельзя стыдить и высмеивать его («ну ты и трусишка!»).

Не говорите, что «тут нечего бояться», не обесценивайте и не отрицайте его чувство. Ребенок УЖЕ боится. Не ставьте себя в пример: «посмотри на меня, я же не боюсь». Это бесполезно, вы - большой и сильный взрослый, а он - маленький и многого еще не умеющий ребенок. Помогите ему получить первый и такой важный опыт преодоления страхов, ощутить свою силу и веру в себя.

Что можно и нужно сделать?

• Важно признать страх ребенка, позволить ему испытывать его. На самом деле, страхи тоже бывают полезны: именно страхи превращают нас в смельчаков - ведь только преодолев свой страх, мы становимся храбрыми.

• Лучшая стратегия для родителей при возникновении детских страхов - не драматизировать, не создавать ажиотажа, успокаивать («я рядом, я с тобой, ты под моей защитой, ты можешь на меня опереться»), ласкать-целовать-обнимать-гладить, быть эмоционально отзывчивыми, давать поддержку, любовь, признание, отмечать все-все успехи, а самим - быть стабильными, спокойными и уверенными в себе, собственные страхи - прорабатывать, а не транслировать их детям.

• Посмотрите, не слишком ли много в жизни ребенка телевизора и компьютерных игр, не перегружен ли он занятиями - будучи истощенным, он становится более уязвимым перед негативными переживаниями и страшными образами.

• Если страх маловыражен и эпизодичен, можно отвлечь ребенка, поиграть в подвижные, эмоционально насыщенные игры, разыграть театральное представление, посмеяться, повозиться вместе. Любая двигательная активность снимает мышечное напряжение (нет напряжения - нет страха).

• Если ребенок уже умеет рисовать, попросите его нарисовать то, чего он боится («как получится»). Если ему сложно (или стыдно) - покажите пример, сами нарисуйте свой страх. Или попросите нарисовать то, чего, как ему кажется, боятся все дети.

Потом обсудите (кто это, где живет, зачем пришел, что ему нужно, что хочет сказать) и предложите подумать, что ребенок хочет сделать с этим рисунком (порвать на мелкие кусочки, скомкать со всей силы и отправить в мусорное ведро или как-то изменить и сделать веселым и нелепым, попутно придумав смешную историю, ведь страхи ужас как не любят детский смех). Также, чуть позже, ребенок может нарисовать себя - как он не боится и побеждает свои страхи (это очень терапевтично). Кстати, в процессе рисования страхи могут вновь ожить, заостриться. Считается, что бояться этого не стоит, поскольку оживление страхов - одно из условий их полного устранения.

• Детям постарше можно дать задание представить себе смельчака и нарисовать его (или составить фоторобот, так прикольнее) - кто это? как он себя ведет? что любит? с кем дружит? что помогает ему преодолевать трудности и справляться со своими страхами (людей, которые никогда и ничего не боятся, не существует)?

• Страх можно слепить (из глины, теста, пластилина) или сделать из любого другого материала (бумаги, ваты, проволоки и пр.), а потом, как рисунок, видоизменить, превратив из пугающего в смешного или симпатичного.

• Игра! Разыгрывайте с ребенком разные ситуации (в первую очередь те, которые вызывают повышенную тревогу), пусть один раз он себе возьмет роль кого-то слабого и пугливого, а другой - кто-то сильного и храброго. В третий раз предложите ему сыграть роль того, кого он боится (учителя, например, или врача), это позволит увидеть и прочувствовать ситуацию совсем с другой стороны. Дети могут, кстати, и самостоятельно проигрывать свои страхи в свободной игре.

• Отлично прорабатываются страхи на сеансах песочной терапии.

• Составьте список (и пополняйте его) того, где ребенок смел и уверен в себе. Попробуйте вместе придумать, что может помочь ему чувствовать себя смелее и свободнее.

• Про страхи можно придумывать лечебные сказки и волшебные истории.

Как сочинить лечебную сказку?

• Основной принцип: если вы заметили, что у ребенка есть эмоциональная проблема, нужно придумать сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать ребенку эту проблему решить.
• Сказка начинается традиционной формулой «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве», «Однажды давным-давно». Это - своеобразный пограничный столб, отделяющий реальность от сказки.
• Затем идет описание главного героя, его внешности, характера и пр. Поскольку детям свойственно отождествлять себя с персонажами сказок, примерять на себя все, что с ними происходит, сопереживать им, главным героем становится, например, «мальчик (или девочка), похожий (ая) на тебя». Именно «похожий». Портретное и личностное сходство должно быть не прямолинейно - грубым, а тонким, прозрачным. Но, впрочем, достаточным, чтобы ребенок спроецировал героя на себя, а его жизнь на свою.
• Далее выдуманный персонаж попадает в проблемную ситуацию, точь-в-точь повторяющую реальную ситуацию ребенка, и испытывает те же чувства, что и он. Естественно, по сюжету появляется много возможностей и способов преодолеть препятствия и избавиться от тягостных чувств. Например, герой придумывает волшебное заклинание, помогающее справиться со страхом.
• Наконец, сказочный герой (а с ним и ребёнок) ищет выход из сложившейся ситуации и, конечно, находит его.

Что здесь важно? Важно, чтобы ребенок был не пассивным слушателем, а активным участником творческого процесса: мог выбрать героев, предложить варианты развития сюжета - взрослому нужно лишь не забывать спрашивать о них. А иногда ребенку и вовсе можно предложить рассказать сказку/историю самостоятельно. Детка сочиняет, а мама (папа) думает, что же это все означает. Вот тогда все тайное, непонятное, тревожное и становится явным.

И! Если страхи у ребенка усиливаются, длятся слишком долго и интенсивно, пагубно влияют на личностное развитие, выражаются в сильном мышечном напряжении и других телесных реакциях, покажите ребенка грамотному неврологу и детскому психологу.

Литература:

А.И. Захаров «Ночные и дневные страхи у детей»
Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
Н.Г. Вологодина «Детские страхи днем и ночью»
Т.Л. Шишова «Как помочь ребенку избавиться от страхов» (это сборник ролевых игр)
Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина «Преодоление страхов у детей. Тренинг»

Ирина Чеснова, психолог


чему учат сказки?, растем!, психология

Previous post Next post
Up