Прошло уже два месяца с того времени, когда по вечерам дети ходили из дома в дом, чтобы калядовать, однако неприятные воспоминания о тех вечерах заставляют обратиться с непростой темой для родителей и сейчас.
Живя на севере Сибири, я много раз сталкивался с ситуацией, когда ватага ребятишек разваливала поленницу дров, переворачивала бочки для воды, привозимой раз в два дня водовозкой и укатывала эти бочки метров за 300 вниз по улице. Делалось это в том случае, если дети были недовольны угощением хозяев в ответ на их рождественские колядки.
Надо сказать, в тех краях и взрослые, надев на себя, вывернутые шерстью наружу, шубы, надев на голову ведро или опять же вывернутую шапку, ходят из дома в дом, надеясь получить рюмку водки, или что-то иное.
Те рождественские калядки детей и взрослых были частью русской культуры, они не несли в своей сущности что-то от современного желания получить от хозяина нечто, представляющего материальную ценность.
Сегодня же мне вспомнился вечер из святочных дней сразу после Рождества этого года. Днём жена, вернувшаяся из магазина, приготовила килограмма два конфет, какое-то домашнее угощение, разменяла на монеты достоинством 5 рублей несколько сотен, иы ждали ежегодного прихода детей с калядками.
Часов в 7 вечера раздался дверной звонок, открыв дверь, я увидел "малышей" лет 14-ти - 16-ти, которые тут же пробубнили: "Сею-сею, поздравляю, угостите чем-нибудь".
Жена дала им немало угощений, а денег рублей 100 - 200, наверное высыпала в подставленный ими рюкзачок.
Больше всех о деньгах и угощениях трещала девчонка лет 15-ти, одетая под цыганку, и мальчик помладше, от которого разило пивом.
Они ушли, мы уткнулись в телевизор, на Пса глядя, по НТВ идущего.
Утром я увидел угощение жены, брошенное в углу нашего подъезда.
Не жаль тех рублей, как не жаль родителей, чьи дети приходили, жаль детей, которым не сумели, или не захотели, родители привить уважение к чужому и своему труду, к пониманию того, что даже угощение при калядовании должно соответствовать затратам труда, таланта, если хотите.