Эвенки, где и как живут

Jan 09, 2019 09:48



Впервые мне довелось увидеть эвенков в аэропорту Ванавары, что расположилась на реке Подкаменная Тунгуска в Красноярском крае. Маленький аэропорт, откуда в хорошую погоду летали самолёты Ан-2, вертолёты Ми6 и Ми-4, а изредка самолёт Ан-24 и вертолёт Ми-8, не принимал никакую технику, а людей, ожидавших вылета из Ванавары, скопилось за неделю, а то и две, много, даже очень много.

В углу зала ожидания расположилось человек, насколько помню, около 20-ти. Женщины, дети, и конечно же, мужчины. Все они были довольно низкорослые, у каждого мужчины за спиной виднелась малокалиберная винтовка с обрезанным, почему-то. Стволом. Это потом я узнал. Что люди, охотившиеся в тайге на белок, часто отпиливали стволы винтовок, чтобы они не мешали передвигаться по лесу. Да, ещё много было собак. Но их люди выгоняли из здания аэропорта, и они бродили поблизости. Бегали по окрестному лесу в поисках мышей, белок и бурундуков.

 Всё мужское население аэровокзала после объявления нелётной погоды отправлялось в село, где было два магазина. К вечеру мужчины были пьяны. Однако. Никто из них никогда за оружие не взялся, хотя стычки между ними были. Все эти люди должны были лететь севернее - в Байкит, Муторай, и т. д.
Несколькими годами позже мне случилось жить на севере Ирфкутской области, где эвенков проживает немало. Здесь я узнал о них самих и их житье-бытье гораздо больше.


По мнению учёных, занимающихся историей народов, их движением в мире, и проч., эвенки из района восточного Хингана под натиском более агрессивных и более воинственных племён Монголии и Северного Китая мигрировали в нынешние места своего проживания, а здесь уже расселились от Енисея до самого Тихого океана. При этом. На берегах Н. Тунгуски, в эвенкийском округе современного Красноярского края, в северной части Иркутской области, и некоторых других местах их осталось намного больше, чем где-либо. В Иркутской области эвенки остановились у Байкала, но позднее переселились в северную часть области - по реке Нижняя Тунгуска, в основном.
В Эвенкийский округ Красноярского края не всегда легко добраться, это легче всего сделать из районного центра Богучаны, что на Ангаре - оттуда самолёты летают и в туру, и в Ванавару.



На север Иркутской области есть возможность долететь из аэропорта города Киренск, оттуда же можно долететь вертолётом, но возможно это только при лётной погоде, а таковая здесь не всегда. На Нижней Тунгуске ниже Ербогачёна расположены несколько деревень, в которых эвенков встретить всегда есть возможность. Это Хамакар, Накано, Инаригда.


Но в деревнях, где проживают люди нескольких национальностей, эвенки мало выделяются, в тайге же, особенно летом, эвенка сразу отличите от человека русского ли, якута ли, а то и бурята. Дело в том, что пешком эвенки по тайге передвигаются на охоте, но в других случаях их можно увидеть скорее всего верхом на олене.


Группа эвенков на старом фото.
Вообще, на старых фотографиях изображения любых людей, в том числе и эвенков, более реалистичны, по-моему.


Разве не говорит это фото больше, чем все современные, о том, как выглядят эвенки у своего летнего чума? Откровенно говоря, нынешних чумов на фото найти не всегда представляется возможным, а чумы, стоящие на дощатом полу, или тротуарной плитке, это уже не чумы, а музейные экспонаты. Правда, этот чум больше похож на юрту, но так ли это на самом деле, точно сказать мне трудно.


А этот, зимний чум, уже довольно точно соответствует настоящему чуму, используемому эвенками зимой.

Однако, стоит заметить, что эвенки не всегда и не везде живут в чумах. Многие из них купили, а иногда, построили дома в деревнях. Мной замечена следующая особенность таких домов: вв них чаще всего нет перегородок, отопление осуществляется большой русской печью, но наряду с ней в доме имеется и железная «буржуйка». Буржуйка ставится для того, чтобы утром была возможность быстро нагреть воздух в доме.

В конце прошлого века имена мальчикам эвенки давали очень часто Вася, Кеша (Иннокентий), почему так, сказать трудно, но так было. Вероисповедание их - православие. Но вв роду эвенков часто есть и шаман, то есть, некоторым образом шаманизм сохраняется у людей, первоначальной религией которых он был. Язык эвенки используют в обращении с русскими и другими народами русский, в семье же часто говорят на своём, то есть они вполне двуязычные.


Увидеть эвенков, одетых так красочно, можно далеко не всегда.


Чаще можно встретить в лесу человека на олене в простой современной одежде.


В чуме мне пришлось побывать. Кроме обилия меха, ничего особенного я там не увидел, но это и понятно, практически все эвенки начиная с октября и кончая первыми оттепелями охотятся. Начало охоты связано с тем, что в первых числах октября в Эвенкии и части Иркутской области устанавливается постоянный снежный покров, и шкурки промысловых животных (белки, соболя) становятся «выходными».


В этом небольшом материале хотелось бы отметить, что женщины эвенков являются изумительными мастерицами в деле выделки меха и пошиве из него и тканей национальной одежды. Вы посмотрите, каков узор! Кстати, края одежды всегда отделаны с особой тщательностью, орнамент более мелкий, чем дальше от краёв.


Ну, а дети, они всегда и везде дети.

люди, Сибирь, фотографии географии, север, иркутская область

Previous post Next post
Up