Беликов в футляре, а коза над пропастью

Jan 03, 2019 15:12

   Нет, он не повторял фразу « Как бы чего не вышло», однако, его поступки часто говорили именно об этом, его поведение было для окружающих непонятным, противоречащим, общепринятыми в то время, правилам. Он был одним из нас, но в то же время, он был исключением. Не только для нас, но и для своих близких. Наверно, поэтому и не складывалась его личная жизнь.

Кукуруза для козы


Тротуары нашего посёлка были совсем тёмными, почти чёрными, от вишнёвого сока, переспевшие ягоды падали с веток, свисавших до голов прохожих, на асфальт. Прохожие давили эти ягоды, над тротуарами стоял терпкий вишнёвый запах, а сами тротуары покрывались липким, тёмным, соком, из которого выступали пупырышки вишнёвых косточек.
Хозяева этих вишен не только позволяли горсточку срывать, но и предлагали ягоду бесплатно, всё чище будет у дома, а вот, чтобы набрать ведро на варенье, надо было рублей 5, или 10 отдать.
++++
- Придумала тоже, стрелять косточками вишнёвыми, я это пресёк. Давно, до свадьбы ещё было, в июне.
- Рубашку-то потом не отстираешь.
++++
Дорога на Хош-Чан, два зелёных помидора, солёный огурец, хлеб. Помидоры, тоже солёные. Почему они, к тому же, зелёные?
-Не пропадать же добру, вы идите, идите за водкой, Раз остановились, идите, закуску я приготовлю, у меня всё есть
А что есть?
Маленький перочинный ножичек, тупой очень, даже помидор разрезать трудно им, банку тушёнки открывал топором, нож-то жалко - ещё тупее будет.
Был август, или конец июля, на базаре можно было купить любые свежие овощи, фруктов лежало там ещё больше.
Мелочность, постоянное нытьё, занудливость, какая-то «стариковатость», а ему всего - 27.
Но было в нём что-то и положительное, может, не присущее нам в том возрасте и в то время. Основательность, что ли? Основательность - во всём, в работе, в нашем, каким бы он не был, быту. Основательность - в мыслях, не всегда мне нравившихся.
+++++
Моя тёща и тогда, и сейчас, говорит: «Скупость - не глупость».
Но такая формула - не для меня.
Его же мнение на этот счёт с мнением моей тёщи совпадало.
++++
Я помню, как покупал своей дочери ткань на платьице, ярко-жёлтую, с красными грибочками.
Мой товарищ разговаривал с продавцом магазина на счёт покупки там гарнитура «Коперник», у него не было денег на такую дорогую мебель, и он прежде, чем обратиться по поводу «Коперника», договорился со своим начальником отряда, что тот даст в долг ему такую крупную сумму - 1300 рублей.
А Коля Колосов набрал своему, ещё не родившемуся, сыну штук двадцать ползунков.
Ещё мы купили по коробке шоколадных конфет, которые оказались с каким-то белым налётом, но об этом мы узнали только дома.
А Стефанович стоял всё это время у вино-водочного отдела и ждал нас.
++++
Под небольшим навесом, защищавшем только стол от дождя (Тень давали три виноградные лозы, уложенные на деревянную, прогнувшуюся, решётку.) мы сидели и дожидались, когда придёт с работы его отец. Пенсионер, он работал экономистом в ЖКХ рудника, пускал на постой геологов-москвичей летом, а по вечерам стоял у магазина с трёхлитровым бидончиком какой-нибудь ягоды, зимой там же продавал соленья.
Пришёл, умылся, переоделся, потом представился:
- Сергей Иваныч.
Мы назвались.
- Пап, я тут без тебя распорядился, мужикам смородины нарвал пол-пиалки.
- Ну, если не съедят, в холодильник поставишь, вы сидите, сидите, а я пойду в дом, что-то желудок опять разболелся.
Он ушёл.
- Славк! Поехали! Время-то уже….
++++
Стефанович на работе, в горах, ходил в «кирзачах», а на базе партии, здесь внизу, он был обут всегда только в кожаную обувь, чаще всего в туристические ботинки, а если надевал единственный свой тёмно-синий, в полосочку, костюм, то на ногах его красовались изящные чехословацкие, или румынские, туфли, опять же коричнего цвета, которые никак не смотрелись при этом костюме, но быди хороши сами по себе.
На ремешке, перекинутом через левое плечо, свисала офицерская планшетка с картами и чертёжными инструментами, разными там циркулями, транспортирами, линейками. Там же хранились остро заточенные карандаши фирмы «Кох-и-Нор».
++++
На сезон к нам устраивались работать прошлогодние школьники из окрестных кишлаков, ребятам было интересно всё, но главный интерес представляли собой девчонки, проходившие в партии производственную практику, студентки.
Вот, в связи с этим интересом, утром трудно было иногда разбудить их, на работу же….
Стефанович вставал рано, когда же был полностью готов к работе, он подходил к палатке, где жили его рабочие, и громко говорил, переиначивая слова известной тогда песни:
- Лапшевики! Наденьте ордена!
Так он их будил.
++++
Славкина свадьба. У отца, с которым он рос. Его мать и младший брат, просидевшие до вечера, но так и не замеченные. Никем. Я только увидел, как Славкина мать, уже уходя, как-то незаметно, потихонечку, сунула Лене, теперь уже не невесте, а жене её сына, деньги, там было много.
++++
Мы ехали домой, слева тянулось огромное поле неубранной кукурузы. Стефанович попросил водителя остановиться. Мы переехали на левую сторону дороги, остановились. Срезая стебли кукурузы под корень, Славка набирал полную охапку её, а затем нёс к машине.
Он старался кукурузой набить битком наш УАЗ, всё повторяя:
- А как же? А как же? Козу ведь купил.
++++
Пустая, голая, квартира. В углу его вещи - немного одежды и разные принадлежности его топогеодезической жизни.
С остервенением дёргал долго проводку с потолка, где висела раньше люстра.
Говорил о швейной машине, купленной им жене. О купленных ей тряпках.
++++
Дверь в сарайчик, где жила коза, была открыта, там никого не было.
Славка бросился искать козу, подбежал к машине, взял бинокль, посмотрел, а потом протягивая его мне, сказал:
- Вон, вон там, на скалах, посмотри! Она это.
Я посмотрел.
На почти отвесных скалах известняка виднелись едва заметные тропинки, по одной из них вверх, где была трава и воля, рывками двигалась коза, она могла и сорваться вниз….
.

старое, люди, психология, прошлое

Previous post Next post
Up