Сёляколя или что делали китайцы в СССР

Nov 12, 2016 10:50


 О том, что делали китайцы в СССР, известно по воспоминаниям людей, тогда живших на приграничных с КНР территориях, из публикаций в советской прессе, и т. д.
Но сегодня здесь приводится пример этого из уст человека, имевшего непосредственный контакт в одним из китайцев того времени. Рассказчик заслуживает доверия уже потому, что его воспоминания о прошлом не опровергаются историческими данными и людьми, жившими в прошлом веке. Кстати, его воспоминания легли в основу рассказа о жизни небольшого коллектива геологоразведочной партии Хабаровского края (http://cheslavkon.livejournal.com/1186085.html).

«Ещё в прошлые века в нашу страну и другие государства приехало немало китайцев, особенно, в 19-м и 20-м. О тех, которые приехали до 20-го века, мне мало известно, но тёща рассказывала, что одна из её знакомых была замужем за китайцем, который имел в России хорошую торговлю. Привозил из Китая всякую мелочь и продавал здесь по довольно низким ценам. Хвалила его, утверждая, что он был добрым отцом и никогда не ленился работать.

Но это к слову, а вот, в 1962-м из Китая в нашу страну переехало много китайцев (уйгуры, дунгане) из Синьцзян-Уйгурского автономного района. Жили они, в основном, на юге Казахстана. Так как там они чувствовали себя аборигенами. Так оно и есть, наверное.
А же в КНР, в середине шестидесятых, а точнее, в 1966-м году началась культурная революция, а значит, появилось немало её противников.
Пограничные конфликты между КНР и СССР 1969-го года (о. Даманский и погранзастава в Казахстане Жаланашколь) тоже повлияли на то, что некоторые люди тайно пересекли границу и пришли в Советский союз.

Это предыстория, а вот, сама история:

Уже в 1972-м устроился я на работу в южно-Казахстанскую геофизическую экспедицию.
Направили меня в геохимическую партию экспедиции. Которая в тот сезон занималась геохимической съёмкой в Кегенском Районе Алма-Атинской области.
- И как я туда попаду? - задал я вопрос главному инженеру экспедиции.
- Послезавтра в партию пойдёт машина с бурильными трубами, на ней и уедешь. С водителем только согласуй это. Найди на базе экспедиции машину с номером 22 - 57 АТВ, и скажи, что с ним едешь.

Вообще-то, совсем легко найти машину на базе, но согласовать поездку? У шофёра же свои планы.
Тем не менее, я пошёл на базу экспедиции, расположенную примерно в километре от, как сейчас бы выразились, офисного здания.
Зашёл к начальнику гаража и спросил, где найти ту машину и её водителя.
- В конце «калашного ряда» стоит ЗиЛ-157 с прицепом. Гружёный трубами, а под машиной лежит её водитель Сёляколя.
- Что за фамилия?
-Не фамилия, а прозвище. Китаец он, бежавший от их культурной революции в нашу страну.
На любое предложение поехать, или ещё чего, он задаёт вопрос: Сё ли Коля? (что ли Коля, то есть, он должен это делать)Колей он представился нам, когда его направили сюда из КГБ.
Мужики и прозвали его Сёляколя.

Договорились кое-как с этим Селяколей о времени выезда, а через день уже ехали по шоссе от Алма-Аты на восток, а потом на юг, но уже по грунтовой дороге.
Разговаривать с водителем было очень трудно - плохо, очень плохо он знал русский язык, а вот, по-казахски понимал хорошо, да и говорил так, что те понимали его речь.
Машины в те годы даже по асфальту могли ехать со скоростью не больше семидесяти километров в час, а по грунтовке и вовсе плелись еле-еле.
- Коля, а домой тебе можно будет вернуться со временем?
- Не надо. Мама, папа, дети (наверное, братьев и сестёр) в сюда приеду.
Это наш с ним разговор, как понимаете.

Когда ехали уже на юг по долине реки Чилик, в одном месте Сёляколя сказал:
-Право поедем один километр, там моя дядя живёт.
Доехали до маленького аула. Его дяди дома не оказалось. Мы поехали в степь, и километрах в пяти от аула я увидел 2 кошары, огромный загон для овец и юрту.
Здесь и нашли мы дядю.

Боже мой, во френче, застёгнутым на все пуговицы как он чувствовал себя на жаре?
Его племянник в майке и хлопчатобумажных «трениках», в плетёнках «на босу ногу» смотрелся чуть ли не голым рядом с ним.
Они проболтали минут 40, а потом мы поехали дальше.
Говорили дядя с племянником не на китайском языке - это точно. Какой-нибудь уйгурский, наверное, в общем, тюркский язык.»

В наше время развитого Китая, во времена хороших отношений России и КНР такого уже не увидишь. Лично я китайцев видел много. Правда, чаще всего, на рынках Москвы, или здесь - во Владимире - на Факеле раньше, да и на других рынках тоже.
   Это совсем другие люди - раскованные. Даже развязанные, иногда.

СССР, люди, Китай, Казахстан

Previous post Next post
Up