В экспозиции Музея ВМФ России в Москве (Северное Тушино) установлены 2 советских десантных корабля, предназначенных для действий на границе воды и воздуха: ДКВП проекта 1205 "Скат" (скорее корабль, чем самолет) и экраноплан проекта 904 "Орленок" (скорее самолет, чем корабль).
К сожалению, внутрь ни того, ни другого не пускают, так что придется ограничиться внешним осмотром.
Далее 10 фото (апрель 2019г):
1. Десантный катер на воздушной подушке (ДКВП) проекта 1205 (шифр "Скат") - бывший Д-357.
Катера этого типа были первыми советскими серийными ДКВП.
Проект 1205 был разработан в конце 1960-х гг в ЦМКБ "Алмаз". Всего в 1969-76гг в Ленинграде, Горьком и Феодосии было построено 29 единиц. Служили как в ВМФ (в качестве десантных), так и в морчастях погранвойск. 2 ед. были переоборудованы в поисково-спасательные (на Аральском море).
К настоящему времени все списаны (в основном в 1990-96гг).
Водоизмещение полное - 27 т;
Размерения - 21.4х7.3х0.5 м;
Скорость - до 50 уз;
Дальность - 200 миль (на 49 уз);
Автономность - 1 сутки;
Двигатели - 3 газотурбинных по 780 л.с. (2 ТВД-10М с приводом на воздушные винты, 1 ТВД-10 для нагнетания воздуха в "подушку");
Экипаж - 4 чел. ( в т.ч. 1 офицер, 1 мичман);
Вооружение - 4 30 мм гранатомета БП-30" Пламя", 2 7,62 мм пулемета ПКТ;
Десант - 40 человек (только с легким оружием);
Пограничные "Скаты" не имели гранатометов и вмещали только 20 человек, но зато обладали увеличенной дальностью плавания.
Определенным недостатком "Скатов" была невозможность перевозки какой-либо техники или тяжелого вооружения. Все последующие проекты советских десантных КВП такую возможность имели.
Хорошо видный люки в корпусе и лестницы, служившие для высадки десанта:
Состояние музейного катера, увы, не самое лучшее:
2. Транспортно-десантный экраноплан проекта 904 (шифр "Орлёнок") МДЭ-160.
Проект был разработан в конструкторском бюро Ростислава Алексеева в 1968-70гг. Первый образец-прототип начал испытания в 1972г. В 1977-83г было построено еще 4 ед. (в т.ч. 1 для статических испытаний) - единственный тип боевого экраноплана, строившегося серийно.
В ВМФ СССР классифицировались как малые десантные корабли-экранопланы (МДЭ).
(На всякий случай напомню, что экраноплан - это летательный аппарат, предназначенный для полетов на очень малой высоте над плоской поверхностью (водой или ровной сушей), когда проявляется т.н. "эффект экрана", сильно увеличивающий грузоподъемность по сравнению с самолетом аналогичных размеров. Таким образом, экранопланы сочетают в себе скорость самолета с грузоподъемностью морского судна. Некоторые экранопланы способны уходить от "экрана" и подниматься на большую высоту, как обычные самолеты: такие машины называются экранолётами).
Экранопланы типа "Орлёнок" предназначались для высадки морских десантов и могли перевозить до 200 десантников или 2 БТР/БМП.
Максимальный взлетный вес - 140 т;
Размах крыльев - 31,5 м, длина - 58 м;
Скорость максимальная - 400 км/ч;
Взлет и посадка при волнении до 4 баллов;
Высота полета "на экране" - до 10 м;
Практический потолок - 3000 м (т.е. "Орленок" - это экранолет);
Дальность - 1500 км;
Экипаж - до 9 человек;
Вооружение - 1 спаренная 12,7 мм пулеметная установка "Утес-М"
Грузоподъемность - 20 т;
В носовой части "Орленка" находятся 2 подъемных (поддувочных) турбореактивных двигателя НК-8-4К (тягой по 10,5 тонн). Сверху видна башенка пулеметной установки "Утес-М", за ней - навигационная РЛС МР-244 «Экран». На борту (за соплом двигателя) видны петли, на которых носовая часть целиком откидывалась в сторону для погрузки/загрузки десанта и техники.
В хвостовой части находится маршевый турбовинтовой двигатель НК-12МК (мощность 15 000 лс.; такие же стоят на самолетах семейства Ту-95):
Ссылки по теме:
Проект 1205 "Скат" на
russianships.info,
в Википедии,
МДЭ пр.904 "Орленок"
в Википедии,
на авиару.рф,
на russianships.info Замечательный фотообзор московского "Орленка" изнутри.
Адрес: г.Москва, ул.Свободы, 56 (парк "Северное Тушино"), метро "Сходненская".
Доступ свободный.
Точка на Яндекс-картах Координаты 55.8517, 37.4561