В гавани Гамбурга на вечной стоянке стоит трехмачтовый барк Rickmer Rickmers, один из немногих сохранившихся до наших дней представителей последнего поколения коммерческих парусных судов - "винджаммеров".
Построенный в конце 19-го века, он 3 раза менял флаг и 5 раз - название, но в конце концов вернулся в родные места под своим первоначальным именем.
Далее 24 фото (декабрь 2009г):
"Винджаммеры" (windjammers - "выжиматели ветра") - крупные быстроходные грузовые парусники, строившиеся в конце 19-го - начале 20-го века для работы на дальних маршрутах (например Китай-Европа, Чили - Европа и др.), где они составляли серьезную конкуренцию пароходам вплоть до Первой мировой войны. Однако технический прогресс брал своё и в 1940-х гг винджаммеры окончательно ушли с рынка. Однако некоторые из них ходят по морям до сих пор, по большей части в качестве учебных судов (например наши "Седов" и "Крузенштерн").
Rickmer Rickmers был построен в 1896г в Бремерхафене, Германия. Свое имя он получил в честь внука основателя фирмы-строителя. Водоизмещение 3070 т, вместимость 1980 брт., размеры 97х12,2х6 м. Корпус и рангоут стальные. Изначально нес полное парусное вооружение общей площадью 3500 кв.м. Также имелась небольшая паровая машина для вспомогательных целей.
Экипаж в первом рейсе состоял из капитана, двух его помощников (штурманов), 11 матросов 1-го класса, 3 матросов 2-го класса, кока, плотника, механика, парусного мастера и 4 юнг (т.е. всего 25 человек).
Под немецким флагом "Рикмер Рикмерс" ходил в Гонконг и возил оттуда в Германию главным образом рис и бамбук. В 1904 году его сильно потрепал тайфун и после ремонта в Кейптауне "Рикмер Рикмерс" стал трехмачтовым барком.
В 1912г парусник был продан другому владельцу, переименован в "Max" и стал ходить в Чили за селитрой.
В 1916г на Азорских островах корабль захватили португальские власти и передали англичанам. Под новым именем "Flores" барк возил теперь военные грузы. После окончания Первой мировой войны англичане передали судно обратно потугальцам, которые переоборудовали его в учебный парусник, оснастили дизелями и назвали "Sagres" (II). С курсантами на борту он ходил по морям четыре десятка лет, до 1960г, когда ВМС Португалии получили новый учебный парусник - "Sagres III". Старый барк переименовали в "Santo Andre" и превратили в плавсклад.
Основанное в 1974г общество энтузиастов "Гамбургский парусник" поставило себе целью установить в городе в качестве достопримечательности какой-нибудь крупный парусник. В 1983 году, после долгих переговоров, преодолев множество затруднений, они выкупили бывший плавсклад у Португалии. В 1987г, после ремонта, под своим первоначальным именем, старый корабль занял место на вечной стоянке.
Сначала пройдем по верхней палубе.
Полуют:
Перед штурвалом - нактоуз:
Вид с полуюта вдоль правого борта:
В рубке позади фок-мачты размещались, кроме прочего, командный камбуз и каюты для 6 человек:
Командный камбуз:
Внутри полубака установлен брашпиль. По бортам - матросские кубрики:
Один из кубриков:
Межпалубное пространство в средней части судна. Изначально здесь размещались грузы, а позднее - жили и учились курсанты:
В кормовой надстройке (полуюте) жили капитан и двое его помощников (штурманов).
План (в центре - кают-компания, справа вверху радирубка, назначения остальных помещений, думаю, понятны):
Кают-компания. По традиции того времени, двери кают выходят непосредственно в неё:
Каюта одного из штурманов:
Кабинет капитана:
Офицерский камбуз:
Машинное отделение. Один из двух 350-сильных дизелей фирмы Krupp, поставленных португальцами около 1930г:
Паровая машина:
Судя по всему, это не та машина, что стояла изначально, а так, сказать, для антуража.
Для интересующихся чертежи и схемы:
Разрез и план:
Парусное вооружение барка:
Прямые паруса при полном парусном вооружении:
Сечения:
Фотографии в аппартаментах капитана не получились, но есть небольшое видео - начинается в капитанском салоне (с попугаем в клетке), затем спальня капитана, затем выходим в кают компанию и через дверь заглядываем в кабинет:
Click to view
На борту "Рикмер Рикмерса", кроме музейной экспозиции, располагается ресторан.
Корабль стоит на реке Эльбе, недалеко от станции S-бана Landungsbrucken или U-бана Baumwall.
Сайт музея Статья в Википедии История корабля Координаты 53.5446, 9.9729
Точка на Гугл-картах