Самый мистический дворец Петербурга - Михайловский (позднее Инженерный) замок, который был мечтой и одним из любимых детищ Павла I. Но прожил он в своей новой резиденции всего 40 дней. Несмотря на это, дух убитого императора продолжает, как утверждают некоторые, незримо присутствовать в этих стенах и поныне. В 2021г после масштабной реставрации открылись для посещения несколько новых залов, и теперь можно наконец составить более-менее цельное представление об интерьерах этого дворца.
Снято летом 2024г
Историческая справка:
Михайловский замок (Павел именовал его именно так - замок, а не дворец) был построен по указу императора на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, в котором, кстати, Павел Петрович и родился. Первый проект на основе рисунков самого императора был выполнен Баженовым, но в дальнейшем проектирование и постройку вёл Винченцо Бренна. В помощники ему были определены К.Росси, Дж.Кваренги, Ч.Камерон.
Павел очень торопил с постройкой. Первый камень был заложен в феврале 1797г, а уже 1 февраля 1801г император и его семья переехали в новый дворец. И здесь же, в ночь с 11 на 12 марта того же года, Павел I был убит заговорщиками.
В 1819г в замке разместилось Главное инженерное училище, позднее другие учебные учреждения военно-инженерной направленности, в советское время - различные институты и организации. Только в 1988г началось постепенное превращение здания в музей. Последней, в 2018г, съехала военно-морская библиотека.
Замок расположен у места разделения Фонтанки и Мойки. При Павле он был окружен водой со всех сторон: с запада проходил Церковный канал, с юга - Воскресенский.
В архитектуре замка четко прослеживается влияние (а порой и прямые заимствования) французской и итальянской архитектуры, с которой Павел познакомился во время своего путешествия по Западной Европе в 1781-82 гг.
Вид с востока, через Фонтанку:
Южный фасад, главный вход в замок. Перед ним частично восстановлен Воскресенский канал.
Портал главного входа. Вдоль цоколя надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» (в ней 47 букв - столько же лет было Павлу на момент смерти).
Главный внутренний двор имеет 8-угольную форму:
Государь император Павел Петрович на троне (современная скульптура):
Модель замка при Павле. Вид с юга, со стороны площади Коннетабля (ныне пл.Петра Великого), посреди которой стоит памятник Петру I (к нему мы подойдем в конце обзора):
Вид с северо-востока. Слева Фонтанка, направо - Мойка.
По обычаю того времени главные помещения находились на втором этаже. Туда ведёт парадная лестница:
Следует помнить, что за период пребывания во дворце многочисленных учебных заведений и прочих организаций оригинальные интерьеры были почти полностью утрачены, и то, что мы видим сегодня - своеобразная смесь времен.
Зал антиков.
Первый зал в череде парадных покоев императрицы Марии Федоровны. При Павле здесь были выставлена коллекция античных статуй, ваз и т.д.
"Миропомазание великой княгини Елизветы Алексеевны 9 мая 1793г"
Это будущая жена Александра I (сам он, пока ещё великий князь, стоит рядом с Екатериной II)
Галерея Рафаэля.
Названа так потому, что изначально здесь висели французские шпалеры (гобелены), повторявшие сюжеты росписей Рафаэля в Ватикане.
Сейчас здесь висят портреты российских императоров и их жен.
В Галерее Рафаэля сохранилась изначальная, времен Павла, роспись потолка.
Центральный плафон - "Храм Минервы". Справа, в красном плаще - архитектор В.Бренна с планом Михайловского замка.
В центре, за мольбетом - автопортрет художника Я.Меттенлейтера.
Тронный зал Марии Фёдоровны.
Изначально это были два отдельных помещения (Тронная и Предтронная комнаты), разделенные стеной, на месте которой в 1859 г была сделана арка:
Парадная опочивальня Марии Фёдоровны.
Сейчас здесь выставка камей и других ювелирных ихделий с портретами императорской семьи.
Мраморная галерея (Георгиевский зал).
Один из самых больших залов дворца. Оригинальная мраморная облицовка, камины, барельефы были перевезены в другие дворцы. В годы ВОВ зал был сильно поврежден попаданием авиабомбы.
Овальный зал.
Это уже парадные покои Павла I. Это то помещение, которое находится в полукруглом выступе на восточном фасаде замка (со стороны Фонтанки).
Бывшие покои камер-фрейлины А. С. Протасовой.
Сейчас здесь галерея портретов членов императорской семьи.
Слева направо и сверху вниз:
вел.кн.Мария Федоровна; вел.кн.Александр Павлович [будущий Александр I]; Павел I; вел.кн.Павел Петрович; императрица Елизавета Алексеевна [жена Александра I], вел.княжны Мария и Ольга Николаевны; имп. Александр I
Царь Алексей Михайлович; царица Евдокия Лукьяновна [жена царя Михаила Федоровича]; царица Евдокия Федоровна [Лопухина]; царица Наталья Кирилловна [Нарышкина]; царь Иван V Алексеевич
Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны.
Елизавета Петровна была коронована в Москве 25 апреля 1742г. Торжества по этому поводу были чрезвычайно пышными и длились два месяца. Данный альбом, законченный в 1774г и изданный тиражом 600 экз., представляет собой подробное иллюстрирование описание церемоний и торжественных мероприятий и является великолепным образцом русского граверного искусства.
Коронационный поезд:
Карета императрицы - под номером 23:
Подробное описание альбома:
Большой тронный зал Павла I
Ни одной официальной церемонии в этом зале так и не было проведено. Белое с золотом сооружение у торцевой стены - печь. Шкафы справа относятся в 1820-м годам, когда здесь размещался архив Инженерного департамента.
В торце зала стоял трон, ныне утраченный.
В верхней части стен - гербы 78 российских городов и губерний. Роспись плафона - "Аллегория Победы" (с другой стороны зала - "Аллегория Мира")
Воскресенский (Белый, Большой, Кавалергардский) зал.
Первый в анфиладе парадных покоев императора и последний в экскурсионном маршруте. Предназначался для балов и официальных приёмов. 20-23 марта 1801г здесь было выставлено для прощания тело Павла I.
На стенах зала размещались 6 картин на на сюжеты из русской истории, определёные лично Павлом. Две утрачены, две сейчас в Третьяковке и заменены копиями.
Одна из оставшихся подлинных «Взятие Казани 2 октября 1552 года войсками Ивана Грозного» (худ. Г.И.Угрюмов):
В центре потолка - плафон с символикой Инженерного училища (создан около 1910г)
Схема музейного маршрута
И в заключение: бронзовый памятник Петру I авторства Бартоломео Растрелли, стоящий перед входом в Михайловский замок.
Судьба этой статуи была очень непростой. Модель её Расстрелли выполнил ещё при жизни Петра, в 1717г. После смерти императора работа застопорилась. Только в 1747г, при Елизавете Петровне, сын скульптора, Расстрелли-младший, наконец отлил статую. И еще полвека она болталась в Петербурге неприкаянная, пока в 1800г Павел I не решил установить её на нынешнем месте.
На постаменте надпись «Прадеду правнук 1800» - явное указание Павлом на преемственность от Петра, минуя свою мать Екатерину II.
По бокам бронзовые барельефы на тему событий Северной войны.
"Полтавская баталия"
"Битва при Гангуте"
-
Сайт дворца (относится к Русскому музею)
Статья в Вики Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2
Точка на Яндекс-картах