Третий и последний в нашем обзоре музей в поселке Прохоровка носит название "Битва за оружие Великой Победы". Посвящен он жизни и труду тыла в годы Великой Отечественной войны. Вообще немного найдется у нас музеев, целиком посвященных этой теме, а ведь, как известно, "победа на фронте куется в тылу". Из всех трёх прохоровских музеев этот понравился мне больше всех - и подачей материала, и плотным наполнением, и неизбитостью темы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4261050/4261050_900.jpg)
Снято в мае 2024г
Перед зданием музея - памятник "Народное единение". За спиной солдата - рабочие, крестьяне, ученые, женщины и дети.
Очень хороший, нужный и правильный памятник.
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4261212/4261212_900.jpg)
Стойка кассира/администратора в фойе музея сделана из настоящего большого токарного станка:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4261558/4261558_800.jpg)
В начале экспозиции - пара залов, посвященных мирной жизни довоенного СССР
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4261732/4261732_800.jpg)
Сталин и его наркомы:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4262136/4262136_900.jpg)
Эвакуация:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4262173/4262173_800.jpg)
В вагон можно зайти. Вместо окон вмонтированы экраны и на них идут сцены из жизни эвакуируемых (сыграны и озвучены современными актерами, конечно).
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4262503/4262503_800.jpg)
Справки эвакуируемых:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4262733/4262733_900.jpg)
Эвакуация предприятий - колоссальный логистический подвиг нашей страны.
На новом месте станки устанавливались и начинали работать порой еще до того, как были возведены здания вокруг.
Станки настоящие, с Тульского оружейного завода: два горизонтально-фрезерных фирмы Loewe и долбежный ТДГ-1 (справа):
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4262927/4262927_900.jpg)
Копии заводских чертежей танка Т-34.
Крыша башни:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4263294/4263294_900.jpg)
Носовые листы:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4263600/4263600_800.jpg)
Авиаконструкторское бюро:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4263867/4263867_800.jpg)
Один из самых интересных экспонатов музея: полномасштабный "разрезной" макет штурмовика Ил-2
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4264004/4264004_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4264257/4264257_900.jpg)
Добыча угля и руды:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4264614/4264614_800.jpg)
Одежда и инструменты металлурга:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4264798/4264798_800.jpg)
Макет доски учета на проходной завода:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4264970/4264970_800.jpg)
Токарно-сверлильный станок, двухсторонний, глубокого сверления. На таких, в частности, обрабатывались стволы артиллерийских орудий.
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4265493/4265493_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4265216/4265216_900.jpg)
Школа ФЗО (фабрично заводского обучения):
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4265798/4265798_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4266017/4266017_900.jpg)
Село в годы войны. Справа - трактор С-60.
С-60 ("Сталинец", 60 л.с.) был первенцем Челябинского тракторного завода, в 1933-37гг было выпущено чуть менее 70 тыс. шт. - самый массовый советский гусеничный трактор своего времени.
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4266407/4266407_900.jpg)
Крестьянский быт:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4266698/4266698_900.jpg)
Один из залов посвящен медицине.
Один из вагонов санитарного поезда:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4266857/4266857_900.jpg)
Не забыт и ленд-лиз.
Willis MB, один из символов Второй мировой, произведено порядка 643 тыс. машин, из которых свыше 50 тыс. было поставлено в СССР.
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4267015/4267015_900.jpg)
Американский тяжелый армейский мотоцикл Harley-Davidson WLA-42 (23 л.с.) с коляской от отечественного М-72. Такие "гибриды" производились в СССР массово на промышленной основе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4267479/4267479_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4267523/4267523_800.jpg)
Итоговые цифры выпуска военной продукции и модели оной:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4268002/4268002_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4268190/4268190_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4268355/4268355_900.jpg)
Хорошая модель торпедного катера ТК-243 (тип «Vosper», он же А-1; 37 т, 40 уз, 2 533-мм ТА, 1 20-мм Эрликон, 2х2 12.7-мм пул.). Всего СССР получил по ленд-лизу 90 катеров такого типа.
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4268619/4268619_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4269026/4269026_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4269216/4269216_900.jpg)
На выходе из музея:
![](https://ic.pics.livejournal.com/cheslav_kara/81727326/4269485/4269485_900.jpg)
-
Рядом со зданием музея стоит ещё воинский эшелон с техникой, но о нём будет рассказ отдельно.
-
Белгородская обл., раб.пос.Прохоровка, ул.Ватутина, 1А
Точка на Яндекс-картахКоординаты 51.0439, 36.749