Третий и последний в нашем обзоре музей в поселке Прохоровка носит название "Битва за оружие Великой Победы". Посвящен он жизни и труду тыла в годы Великой Отечественной войны. Вообще немного найдется у нас музеев, целиком посвященных этой теме, а ведь, как известно, "победа на фронте куется в тылу". Из всех трёх прохоровских музеев этот понравился мне больше всех - и подачей материала, и плотным наполнением, и неизбитостью темы.
Снято в мае 2024г
Перед зданием музея - памятник "Народное единение". За спиной солдата - рабочие, крестьяне, ученые, женщины и дети.
Очень хороший, нужный и правильный памятник.
Стойка кассира/администратора в фойе музея сделана из настоящего большого токарного станка:
В начале экспозиции - пара залов, посвященных мирной жизни довоенного СССР
Сталин и его наркомы:
Эвакуация:
В вагон можно зайти. Вместо окон вмонтированы экраны и на них идут сцены из жизни эвакуируемых (сыграны и озвучены современными актерами, конечно).
Справки эвакуируемых:
Эвакуация предприятий - колоссальный логистический подвиг нашей страны.
На новом месте станки устанавливались и начинали работать порой еще до того, как были возведены здания вокруг.
Станки настоящие, с Тульского оружейного завода: два горизонтально-фрезерных фирмы Loewe и долбежный ТДГ-1 (справа):
Копии заводских чертежей танка Т-34.
Крыша башни:
Носовые листы:
Авиаконструкторское бюро:
Один из самых интересных экспонатов музея: полномасштабный "разрезной" макет штурмовика Ил-2
Добыча угля и руды:
Одежда и инструменты металлурга:
Макет доски учета на проходной завода:
Токарно-сверлильный станок, двухсторонний, глубокого сверления. На таких, в частности, обрабатывались стволы артиллерийских орудий.
Школа ФЗО (фабрично заводского обучения):
Село в годы войны. Справа - трактор С-60.
С-60 ("Сталинец", 60 л.с.) был первенцем Челябинского тракторного завода, в 1933-37гг было выпущено чуть менее 70 тыс. шт. - самый массовый советский гусеничный трактор своего времени.
Крестьянский быт:
Один из залов посвящен медицине.
Один из вагонов санитарного поезда:
Не забыт и ленд-лиз.
Willis MB, один из символов Второй мировой, произведено порядка 643 тыс. машин, из которых свыше 50 тыс. было поставлено в СССР.
Американский тяжелый армейский мотоцикл Harley-Davidson WLA-42 (23 л.с.) с коляской от отечественного М-72. Такие "гибриды" производились в СССР массово на промышленной основе.
Итоговые цифры выпуска военной продукции и модели оной:
Хорошая модель торпедного катера ТК-243 (тип «Vosper», он же А-1; 37 т, 40 уз, 2 533-мм ТА, 1 20-мм Эрликон, 2х2 12.7-мм пул.). Всего СССР получил по ленд-лизу 90 катеров такого типа.
На выходе из музея:
-
Рядом со зданием музея стоит ещё воинский эшелон с техникой, но о нём будет рассказ отдельно.
-
Белгородская обл., раб.пос.Прохоровка, ул.Ватутина, 1А
Точка на Яндекс-картахКоординаты 51.0439, 36.749