Мотоброневагоны - вещь интересная, но редкая. До наших дней дошёл всего один их них - это МБВ-2, находящийся ныне в подмосковном парке "Патриот". Снаружи его можно осмотреть совершенно свободно, а вот попасть внутрь - только в особых случаях. Мотоброневагонов данного типа было изготовлено всего 2 штуки, и они были самыми мощными боевыми машинами своего класса за всю историю. Образно говоря, в то время это был целый взвод средних танков, поставленный на рельсы, да еще с приданной ЗСУ.
Снято весной 2023г
Проект МБВ был разработан конструкторским бюро СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде в 1935-36гг. МБВ №1 был готов в 1936г, МБВ №2 - в 1937. Изначально планировалось построить серию из не менее чем 10 штук, но от этих планов отказались.
Оба МБВ приняли активное участие в Великой Отечественной войне. МБВ-1 воевал сначала под Москвой, а потом на юге, под Сталинградом, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, в Крыму. Что с ним стало после войны - точно неизвестно, очевидно он был просто разделан на металл.
МБВ-2 воевал на Ленинградском фронте, а в 1965г попал в Кубинку.
Вид на МБВ со стороны кормы.
Масса броневагона - 80 т; толщина лобовой и бортовой брони - 16...20 мм (на МБВ-1 позднее была усилена экранами до 30-40 мм), крыша - 10 мм; двигатель - бензиновый М-17Т, 500 л.с. (после войны установлен дизель); скорость - 115 км/ч (на испытаниях); экипаж - 34 чел.
Также МБВ мог буксировать вагоны общей массой до 120 т. Обычно это были контрольные платформы и иногда платформа с парой зенитных орудий.
Основное вооружение - 3 танковые (от Т-28) башни с 76-мм орудиями. Изначально это были пушки КТ-28 (как, собственно, и на танках Т-28). Около 1940г их заменили на орудия Л-11, а в 1943г - на Ф-34 (видимо только на МБВ-2). Суммарный боекомплект - ок.360 снарядов.
Кроме пушечного, имелось многочисленное пулеметное вооружение:
- 4 "Максима" в бортовых шаровых установках
- 8-9 ДТ: 3 спаренных с орудиями, 1 в корме корпуса, 2 в корме 2-й и 3-й башен, 2-3 зенитных на башнях.
- ЗПУ М4 - выдвижная зенитная счетверённая установка "Максимов" в средней части корпуса.
МБВ-2 с изначальным вооружением:
МБВ-2 после модернизаций:
В разрезе. В центре - боевая рубка, перед ней ЗПУ, позади - выдвижной прожектор.
МБВ имел две тележки - переднюю трехосную поддерживающую и заднюю двухосную моторную.
Под полукруглой броневой крышкой - прожектор:
Передние башни. Обратите внимание, как решена задача установки пушек Ф-34 с маской от Т-34 в башню от Т-28:
Между 2-й башней и рубкой - люк, под которым размещалась ЗПУ М4. После войны она была снята, сейчас её место пустует.
В середине корпуса - командирская рубка. Бортовые "Максимы" защищены броневыми кожухами.
Сверху на рубке - дальномер и танковая командирская панорама ПТК. Позади рубки - люк для выдвижного прожектора:
3-я (кормовая) башня:
Брезентом накрыты жалюзи моторного отсека:
Корма. В центре - прожектор, справа - амбразура кормового пулемёта:
Следует заметить, что при реставрации был неплохо воссоздан интерьер МБВ. Очень жаль, что туда трудно попасть.
Вид с места, где стояла ЗПУ, вперед, на 2-ю башню. Слева и справа - шаровые установки бортовых "Максимов", по центру - стойка с коробами с патронными лентами для них.
Редкие кадры боевой работы МБВ (от 0:50 до 1:27):
Click to view
-
Хорошая статья в ВикиОписание на сайте парка "Патриот"Статья в "Моделист-конструктор" -
Точка на Яндекс-картахКоординаты 55.561, 36.8088
Как добраться: ориентир - "Партизанская деревня". Доезжаете до
стоянки. Дальше проходите немного по направлению к "Партизанской деревне", и налево будет уходить дорожка к храму Георгия Победоносца. Идёте к нему. Проходите метров 100 за храм и налево через поле будет дорога к жд-платформе, у которой и стоит МБВ.