Ту-16А - памятник в Смоленске

May 15, 2023 16:52

В Смоленске, в небольшом сквере на ул.Багратиона, установлен самолёт Ту-16А - первый советский реактивный тяжелый бомбардировщик. Установлен он был здесь в апреле 1985г, в память о том, что именно в Смоленске в 1940г под командованием подполковника А.Е.Голованова был сформирован 212-й отдельный бомбардировочный полк, который вскоре станет ядром Авиации дальнего действия (АДД). В годы Великой Отечественной войны АДД, подчинявшаяся непосредственно Ставке ВГК, объединяла в себе все наши дальнебомбардировочные силы.


На старых фото этот Ту-16 стоит на почти открытом месте, но за прошедшие годы деревья кругом разрослись, появились фонарные столбы, так что теперь охватить взглядом весь самолёт сложно.

Снято весной 2023г

Ту-16 - первый реактивный дальний многоцелевой бомбардировщик СССР. Первый полет в 1952г. С 1953 по 1963г было выпущено чуть более 1500 ед. Имел множество модификаций (по некоторым данным - до 50: бомбардировщик, ракетоносец, заправщик, самолет РЭБ, разведчик и т.д.).
Китайский лицензионный вариант Xian H-6 летает до сих пор. На основе Ту-16 был создан первый советский пассажирский самолёт - Ту-104.
Здесь, в Смоленске, установлен представитель самой массовой модификация - Ту-16А, носитель ядерного оружия. Выпущено 453 машины.
Нормальный взлётный вес - 72 т; макс.скорость 900 км/ч (0.9 М); практич.потолок - 13 100м; дальность до 5900 км; экипаж 6-7 человек; бомбовая нагрузка нормальная - 3000 кг, предельная - 9000 кг (мог нести авиабомбу ФАБ-9000); оборонительное вооружение - 7 23-мм пушек АМ-23 (1 неподвижная в носу и 3 спаренные поворотные установки)



Самолет поднят на высокие стойки, что делает его труднодоступным для вандалов и способствует сохранности. В целом состояние памятника хорошее.



Видна носовая неподвижная 23-мм пушка АМ-23. "Наплыв" внизу под кабиной - обтекатель РЛС (радиолокационный бомбардировочный прицел РБП-4 «Рубидий»):



Видна верхняя пушечная установка и блистер второго штурмана (штурмана-оператора) перед ней:



Центроплан:


















Хвостовая гермокабина стрелков. Их там двое - командир огневых установок управляет кормовой пушечной установкой ДК-7 (он также может и перехватывать управление любой другой), стрелок-радист - подфюзеляжной. Сверху над остеклением виден обтекатель антенны радиолокационного прицела ПРС-1 «Аргон»:



Нижняя (подфюзеляжная) пушечная установка - дистанционно-управляемая турель ДТ-НС7. Стволы могут быть направлены вертикально вниз:



Выдвижная предохранительная опора, защищающая фюзеляж от повреждения при касании полосы, если при взлёте летчик слишком задерёт нос:



Надпись на стойке-пилоне:



-
г.Смоленск, ул.Багратиона (у дома 55)
Точка на Яндекс-картах
Координаты 54.7826, 32.0244
Пешком от центра минут 15-20.

памятник, Смоленск, военное дело, авиация

Previous post Next post
Up