Продолжаем обзор военной и прочей техники, стоящей у здания музея-панорамы "Сталинградская битва" в Волгограде. В прошлый раз мы осмотрели тяжелую бронетехнику, сегодня - что полегче: танк Т-60, орудия ЗиС-2, ЗиС-3 и М-30, макеты самолетов Су-2 и Як-9, а также "воинский эшелон" во главе с паровозом Эр743-64.
Снято в мае 2022г
1. Легкий танк Т-60
Был создан, чтобы быстро возместить потери танков в начале войны. В 1941-42 изготовлено св. 5660 ед. Отличался простотой, надежностью и технологичностью при производстве, но слабостью вооружения и бронезащиты.
Боевая масса - 5,8-6,5 т; 20-мм пушка ТНШ-1 (мод.ШВАК), 7.62-мм пул.ДТ; броня: лоб до 35 мм, борта 15 мм, башня 25 мм; скорость 42 км/ч; экипаж - 2 чел.
Эта машина была поднята со дна реки Доброй в Суровикинском районе весной 2011г. Танк был изготовлен здесь же, в Сталинграде, на заводе № 264 (ныне «Волгоградский судостроительный завод») и подбит в бою зимой 1942г. Башня его не сохранилась, но была найдена другая. К сожалению, оригинальную пушку так и не нашли, и вместо неё весьма грубая имитация (которая портит всё впечатления от неплохо, в целом, восстановленной машины). Катки ходовой части частично оригинальные, но в основном новодел. Гусеницы изготовлены заново. Танк на ходу.
,
,
,
2. Остов танка Т-34-76.
Данный танк - участник Сталинградской битвы, поднят также из реки Доброй в Суровикском р-не.
3. "Хрестоматийная" троица советской артиллерии периода ВОВ: 57-мм противотанковая ЗиС-2, 76-мм дивизионная ЗиС-3, 122-мм гаубица М-30.
57-мм противотанковая пушка образца 1941г ЗиС-2.
Года выпуска: 1941, 1943-49гг. Изготовлено более 13 300 шт.
На казенной части есть номер: 2457В
76-мм дивизионная пушка обр. 1942 года ЗиС-3.
В 1942-45гг выпущено 48 000 шт. - самое массовое советское орудие времен ВОВ.
Состояние орудий традиционное для стоящих на открытом месте - нехватка мелких частей и сплошная покраска всего подряд. Но бывает и много хуже.
Хорошо видна общность конструкций ЗиС-3 и ЗиС-2 (главное их отличие это ствол):
122-мм гаубица обр. 1938г М-30.
С 1939 по 1959г изготовлено 19 622 ед. Основная советская дивизионная гаубица в годы ВОВ.
Данное конкретное орудие примечательно тем, что имеет номер 36 - т.е. это одно из первых выпущенных М-30.
На мой взгляд, М-30 - одно из самых красивых артиллерийских орудий того периода.
Маркировка:
4. Макет ближнего бомбардировщика Су-2.
В 1940-42гг выпущено 893 ед. (включая модификацию Су-4). Обладал хорошими характеристиками, однако сама концепция одномоторного небронированного фронтового бомбардировщика оказалась мало востребованной и Су-2 стали в основном использоваться как разведчики.
Взлетный вес - 4700 кг; скорость 486 км/ч; потолок 8400 м; дальность 910 км; двигатель М-82 1330 л.с.; от 3 до 6 7,62-мм пул. ШКАС, 8 РС-82, 400 кг бомб; экипаж 2 чел.
Данный макет изготовлен по оригинальным чертежам на Тушинском машиностроительном заводе при участии специалистов ОКБ "Сухой". Первоначально, в 1981г, на этом месте был установлен такой же макет, но с деревянным каркасом. Со временем он обветшал, и в 2009г был заменен на цельнометаллический.
5. Макет истребителя конструкции Яковлева. Мне кажется, что он больше похож на Як-9, хотя некоторые считают, что это Як-3.
Як-9 - самый массовый советский истребитель периода ВОВ. С октября 1942 по декабрь 1948 года было построено св. 16 700 шт. Также был самым "универсальным" из советских истребителей того времени - насчитывалось более 20 модификаций Як-9 (включая истребитель-бомбардировщик, фоторазведчик, дальний и высотный перехватчики, учебно-тренировочный и т.д.)
5. Композиция "Воинский эшелон": паровоз Эр743-64 с пассажирским (санитарным) и грузовым вагонами, а также цистерной.
Паровоз Эр743-64 был построен на Луганском паровозостроительном заводе в 1935г, заводской номер 4711. В годы войны работал на Рязано-Уральской и Сталинградской железных дорогах.
Паровоз относится к серии Э (формула 0-5-0)- самой массовой серии паровозов в истории. В различных модификациях они выпускались с 1912 по 1957г, построено более 10 800 ед.
Подсерия Эр строилась в 1933-36гг. Они отличались увеличенным размером топки и возросшим до 83,3 т сцепным весом (в 1943-44, а затем в 1946-49гг также строились паровозы серий Эр, но они имели заметные отличия от серии 1933-36гг).
Санитарный вагон, 1938 г.в. Входил в состав военно-санитарного поезда в качестве аптеки-перевязочной.
Двухосный крытый вагон ("теплушка")
Двухосная цистерна для перевозки нефти и нефтепродуктов, грузоподъемность 25 т.
Не забудьте также обратить внимание на семафор и паровозную колонку (для заправки водой).
,
-
Доступ свободный.
Точка на Яндекс-картах(за зданием панорамы, ближе к ул.Наумова)