Разбирая старые залежи трепетно хранимого бумажного «богатства», наткнулась на подборку вырезок из газеты 1991 года «Семья», где публиковалась книга Дианы Симкин «Нежное прикосновение». Решила посмотреть, может быть, в интернете уже сама книга лежит? С изумлением обнаружила, что есть немного непривлекательно оформленных текстов, но самой книги нет вообще.
К сожалению, архива газеты «Семья» за этот период тоже нет, нашла единственный номер, вырезка из которого у меня была…
Понимаю, что сейчас, со всякими новшествами в области семейных ценностей такая книга является жуткой пропагандой нормальных человеческих отношений. А потому как махровая и дремучая традиционная семьянинка не поленилась всё это отсканировать и вот выкладываю. Может, ещё найдутся единомышленники, и им это всё пригодится.
Вот ссылка на сканы:
https://disk.yandex.ru/d/G1IVOWVKtfAxXQА дальше будет обработанный мной материал.
К сожалению, у меня не сохранились 4 вырезки из газет №№ 5,13,18 и 45. Что-то я нашла в тех самых неиллюстрированных текстах, это будет сразу понятно именно по отсутствию этих самых иллюстраций, но в основном, всё есть. Даже с Введением и Заключением от специалистов.Диана СИМКИН
НЕЖНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ
ОТ АВТОРА:
Пусть извинят меня родители, имеющие крошечных дочерей, но для удобства написания я называла ребенка «он».
Моя книга адресована прежде всего матери маленького ребенка, но вполне естественно, она предназначена также отцу, бабушке и всем другим родственникам, которые будут воспитывать ребенка.
Мы живем в эпоху великих ожиданий. Обратите внимание - полки книжных магазинов. буквально. ломятся от литературы по воспитанию детей*. Смысл заключается в том, чтобы сделать нас полноценными родителями. Однако у нас частенько появляется чувство, что мы оставили без внимания какую-то новейшую теорию, что мы подводим наших детей в самом раннем возрасте. Так дальше продолжаться не может, настало время серьезно подумать о нас и наших детях и найти разумные пути для непосредственного участия в росте и развитии наших детей начиная с самого юного возраста.
«Полная программа упражнений для маленьких детей» как раз предназначается для этой цели. Книга рассказывает о том, как ухаживать за детьми, используя те же упражнения, которые мы делаем сами, и способствуя естественному росту и развитию ребенка. Нам предстоит установить такие партнерские связи, при которых необходимо учитывать способности, возможности и нужды семейной ячейки. В этом вам помогут упражнения и техника массажа, описанные в данной книге.
Прикосновение - один из самых простых и эффективных путей создания атмосферы любви и понимания между матерью и ребенком. Маленькому ребенку не нужны слова для ответной реакции на нежное прикосновение родительской руки. Массаж дает ему приятное ощущение, и положительная реакция со стороны ребенка в свою очередь доставляет приятные ощущения матери. В результате у матери возникает желание продолжать эти отношения другими путями, и положительные отношения устанавливаются с обеих сторон.
Некоторые люди считают, что выполнение физических упражнений - скучное занятие. Это неправильный и нездоровый подход. Занятия гимнастикой с маленькими детьми способствуют тому, что со временем они станут относиться к ним как к развлечению, к приятному виду деятельности, которая обогащает жизнь.
Предлагаемая программа познакомит вас с легким и приятным способом общения с вашим ребенком и на всю жизнь приучит его к массажу и гимнастике. Она поможет вам освоить многообразные стороны развития ребенка и будет способствовать вашему непосредственному участию в физическом росте и развитии ваших детей.
Я знаю Диану Симкин по совместной работе с нашими пациентами - родителями. Я с большим удовольствием обмениваюсь с ней идеями и информацией и разделяю ее убеждения. Она оказала большую помощь многим родителям в самые тяжелые периоды их жизни. Ее забота и внимание продолжаются в этой книге.
Лаура ПОППЕР,
доктор медицинских наук, инструктор педиатрии при медицинской школе Маунт-Синай, Нью-Йорк.
___
* Это «у них» ломятся, а «у нас» пылятся. (Ред. газетыт)
ВРЕМЯ
Массаж должен стать приятным занятием, поэтому выбирайте время, когда ребенок энергичен и счастлив. Это может быть после утреннего сна, или позже в течение дня, или после купания. Время должно быть удобным и для родителей. Дети очень чувствуют настроение родителей и их физическое состояние, поэтому перед массажем следует быть в спокойном состоянии. Перед началом сделайте несколько медленных глубоких вдохов, успокойтесь и расслабьте свое тело. Сконцентрируйте все свое внимание на ребенке и массаже.
Массаж должен продолжаться приблизительно 20 минут. Если вы очень заняты, но у вас есть 5 минут или 10 минут для массажа, это лучше, чем ничего. Такой короткий массаж освежит и успокоит и вас, и ребенка. Как только массаж станет неотъемлемой частью вашей ежедневной жизни, вы и ваш ребенок будете ждать его с нетерпением.
МЕСТО
Необходимо, чтобы в комнате было тепло, т. к. ребенок будет или обнажен, или в подгузнике. Самые удобные места для массажа - кухня, спальня или ванная комната. Летом вы можете массажировать ребенка на открытом воздухе, под зонтом или тенистыми деревьями.
АКСЕССУАРЫ
Вам понадобится небольшая бутылочка с жидким маслом, лучше всего персиковым. Впрочем, можно использовать любое растительное масло. Правда, мы не рекомендуем вам использовать детское масло, т. к. в его основе находятся продукты нефти. Вам также понадобится полотенце или пеленка, т. к. массаж может расслабить мускулы ребенка, желудок и мочевой пузырь.
ПОЛОЖЕНИЕ
Сядьте в удобную позу, положите ребенка на коврик, одеяло или полотенце на ваши колени или на ноги. Поза должна быть удобной для вас и ребенка. Если вы сидите на полу, обопритесь спиной о стену или положите сзади подушку.
Если ребенку меньше четырех недель, держите его поближе к своему телу одной рукой и массажируйте другой рукой. Ваши прикосновения должны быть легкими и нежными, только когда ребенок станет старше, вы сможете сделать их более твердыми.
МУЗЫКА
Музыка должна быть успокаивающей для вас и для ребенка. Вы можете тихо напевать или просто разговаривать с ним. Поэкспериментируйте, как будет лучше для вас и для ребенка.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Вам следует подстричь ногти, чтобы случайно не оцарапать вашего ребенка, если же вы не хотите этого делать, постарайтесь производить массаж подушечками пальцев.
Может возникнуть ситуация, когда у вашего ребенка не будет настроения получать массаж, тогда его лучше обнять, покачать и поиграть с ним. Никогда не настаивайте на массаже по расписанию, лучше отложите на следующий день.
Будьте осторожны и никогда не массажируйте:
- воспаленные, красные или вспухшие места;
- живот ребенка, пока окончательно не отпадет связка около пупка;
- если у ребенка температура. Если у ребенка инфекция, массаж может способствовать ее распространению. Подождите, пока температура снизится.
- по крайней мере через час после еды, чтобы у ребенка не было несварения желудка.
ТЕХНИКА МАССАЖА
Всегда начинайте массаж теплыми руками, если вы дотронетесь до ребенка холодными руками, это может значительно снизить энтузиазм вашего ребенка к массажу. Потрите ладони перед тем, как начинать.
Степень давления при массаже будет зависеть от возраста ребенка и его персонального вкуса. Всегда начинайте с легкого, нежного прикосновения. Скоро вы сами почувствуете, что массаж должен быть твердым. Концентрируйте внимание на мускульных частях тела. Дети любят, когда массажируют их руки, ноги и подошвы ног, и не выносят, когда их трогают за колени, локти или позвоночник.
Жидкое масло служит смазкой для тела, ваши пальцы массируют его тело без трения. Однако слишком много масла не следует употреблять, это будет неприятно для вас, и ребенок будет скользким. Масло надо употреблять только в тех частях тела, над которыми вы работаете. Согрейте масло руками, прежде чем наносить его на кожу ребенка.
Не применяйте масла при массаже головы ребенка, т. к. его волосы предохраняют кожу головы от раздражений.
Начинайте массаж, когда ребенок лежит на спине, сначала голову, потом ниже - грудь, живот, ручки и ножки. Потом переверните ребенка на живот, и снова движения должны быть направлены сверху вниз. Каждое движение повторяйте три раза.
Для массажа нужны ваш большой и указательный палец, в особенности для таких чувствительных частей, как голова и пальчики ребенка. Именно эти два пальца помогут вам контролировать силу и направление нажима. Для массажа тела, рук и ног потребуется вся ладонь.
Индийская техника массажа предусматривает движения от сердца, что способствует релаксации двигательных мускулов рук и ног.
Шведский метод предусматривает массаж от рук и ног к сердцу для того, чтобы способствовать возвращению крови к легким и сердцу, где она очищается и наполняется кислородом. Техника массажа данной книги предусматривает комбинацию обоих методов.
Часть 1.
НАЧНЕМ СНАЧАЛА...
ГОЛОВА И ЛИЦО
В связи с тем, что волосы предохраняют голову ребенка от раздражения, при массаже головы не применяйте никакого масла.
1. Используя кончики всех десяти пальцев, осторожно массируйте волосяной покров головы ребенка крохотными кругами, будьте очень осторожны с еще пока мягкой частью головы. Повторите несколько раз. Смотрите на ребенка улыбайтесь ему и разговаривайте с ним для того, чтобы помочь ему полностью расслабиться. Помимо приятных для малыша ощущений, массаж будет стимулировать кровообращение головы и сенсорных нервов волосяного покрова.
2. Капните немного масла на ладони и потрите их. Нежно прикоснитесь ими к лицу ребенка, к щечкам - трижды. Положите указательные (или все) пальцы на середину лба ребенка и мягкими движениями массируйте по направлению к ушам. Нажим должен быть очень легким. Массируйте надбровные дуги большими пальцами, движения - снова по направлению к ушам.
3. Массируйте под глазами указательными или большими пальцами. Начинайте по обеим сторонам носа и легкими движениями - до висков. А теперь двигайте указательные пальцы от носа к скулам и снова к ушам. Движения нежные, скользящие, не отрывая пальцев от кожи.
Большими пальцами массируйте подбородок. Снова, не отрывая пальцев от кожи, нежные поглаживания вдоль линии челюсти, к ушам.
4. Положите указательные пальцы по обе стороны лица - где сходятся верхние и нижние челюсти. Эта область сохраняет значительное количество напряжения, так как эти мускулы интенсивно и часто работают, когда ребенок сосет или плачет. Кончики пальчиков движутся крохотными кругами.
Сделайте массаж передней и задней стороны мочек ушей большими и указательными пальцами.
ПЛЕЧИ И ГРУДЬ
Смажьте руки маслом и разотрите ладони, пока они не станут теплыми. Мягкими движениями прикасайтесь к плечам и груди ребенка.
5. Положите обе ладони на грудь ребенка, в ее центр, и делайте движения, как будто вы разглаживаете страницы книги. Руки скользят к плечам ребенка, а затем вниз к его бокам, повторяя изгиб его грудной клетки.
Теперь поочередно каждой рукой нежно поглаживайте грудь ребенка по диагонали: от боков к плечам и назад. Другой рукой делайте противоположные движения. Массаж груди способствует притоку крови к межреберным мускулам, сердцу и легким.
РУКИ
Сначала смажьте теплым маслом кисти и руки ребенка с обеих сторон.
6. Начнем с индийской техники массажа.
Держите руку ребенка своей рукой. Другой рукой массируйте его руку скользящим движением, от плеча до кисти.
Повторите это движение по внутренней части руки.
Массаж «от туловища» расслабляет двигательные мускулы.
7. А теперь примените шведский метод и массируйте одним скользящим движением от кисти руки до плеча.
Повторите это движение по внутренней части руки, от запястья до подмышки. Шведский метод массажа к сердцу увеличивает приток крови и лимфы и способствует циркуляции крови.
Обхватите часть руки ребенка от плеча до локтя и нежно сожмите в течение секунды. Продолжайте нежные пожатия вниз к кисти руки, сделайте несколько движений. Затем повторите это упражнение от кисти до плеча, в обратном направлении.
8. Маленькими кругами промассируйте кисти рук ребенка с внутренней и внешней стороны. Затем массируйте всю руку ребенка нежными прикосновениями (как будто месите тесто), маленькими кругами, большой палец на кистях, а остальные пальцы на внутренней стороне руки. В течение первых месяцев жизни пальцы ребенка обычно сжаты в кулачки. Дети любят, когда им разжимают и гладят ладошки.
Сделайте массаж каждого пальчика по направлению к кончикам. Повторите все упражнения с другой рукой.
ЖИВОТ
Смажьте ладони маслом, согрейте их и положите на живот ребенку.
9. Массаж живота осуществляется круговыми движениями по часовой стрелке ладонью или кончиками пальцев одной руки или обеих рук попеременно. Этот вид массажа помогает прохождению пищи в кишечники и поэтому способствует освобождению от запоров и газов.
10. А теперь положите ребро ладони на середину живота и, слегка нажимая, медленно двигайтесь в направлении ног. Это движение избавит ребенка от газов.
НОГИ И ПОДОШВЫ НОГ
Смажьте ладони маслом, согрейте их и положите на ноги и подошвы ног ребенка. Сначала массируйте одну ногу, потом другую.
11. Одной рукой держите ножку ребенка, другой рукой обхватите его бедро. Осторожно нажимая, не отрывая руки от кожи ребенка, остановитесь у колена. Это индийский метод, который способствует релаксации двигательных мускулов. Нога вытягивается и расслабляется.
Используя шведский метод, продолжайте держать ногу ребенка одной рукой, другой - обхватите его колено. Направление массажа теперь вверх к бедру, движения медленные, оно способствует кровообращению и притоку лимфы.
Маленькими круговыми движениями массируйте бедра и ягодицы ребенка.
Обхватите бедро всей рукой и повторите мягкий нажим. Движения от бедра к колену и обратно.
12. Массируйте мягким круговыми движениями колено указательными пальцами обеих рук со всех сторон.
Большим и указательным пальцем массируйте внешнюю часть ступни и каждый пальчик отдельно.
13. Массаж ступни производится от пятки к пальцам. В центре ступни есть точка, нажатие которой может успокоить плачущего ребенка. Попытайтесь найти ее и, когда отыщете, большим пальцем массируйте эту точку круговыми движениями, осуществляя легкий, но твердый нажим.
В заключение, одним движением проведите от колена до бедра, затем вниз - от бедра до колена.
Детям особенно нравится массаж ног. Если ребенок проявляет какое-либо недовольство в начале массажа, имеет смысл начать с ног.
Вот и всё пока. В конце - проведите ладонью по всему телу ребенка, снизу вверх и сверху вниз. Обеим ладонями массируйте от кончиков пальцев до макушки головы и обратно.
Часть 2.
ПЕРЕЙДЕМ К СПИНЕ
Переверните вашего ребенка на животик. Вам вновь предстоит массировать малыша с головы до пяток - так же, как вы это делали только что, когда он лежал на спине. Каждое движение надо повторить трижды.
ГОЛОВА, ШЕЯ, ПЛЕЧИ
1. Кончиками пальцев обеих рук словно бы чертите крохотные круги по всей поверхности головки малыша. Смажьте руки маслом или вазелином, согрейте их и, легко касаясь, массируйте детскую шейку, плечи, спину, ягодицы и ножки.
2. Шея - наиболее уязвимое место как у ребенка, так и у взрослого. Ребенок еще не осознает своих действий, но упрямо пытается приподнять и удержать большую и тяжелую пока для него голову. Нелегкая работенка! Вот почему массаж шеи поможет снять возникающее в детских мышцах напряжение.
Большими указательными пальцами, чуть-чуть надавливая, нежно массируйте шею справа и слева - по обе стороны позвоночника. Начинайте массаж сверху и постепенно опускайтесь вниз - к плечам.
СПИНА
Вам предстоит массировать все пространство между лопатками, а для этого необходимо, повторяю, чтобы кончики ваших пальцев будто бы чертили маленькие круги на спине...
3. Начните от шейки, медленно и бережно ведите ладони и кончики пальцев вниз, к ягодицам, не страшась чуть-чуть прижимать, придавливать руки к телу.
4. Массируйте то одной, то другой рукой - через спинку, и так - от плеча к плечу. Прервитесь на мгновение и вновь повторите серию движений, но на сей раз ваш путь, если можно так выразиться, идет от плеч к ягодицам, а потом меняет направление - вверх, к плечам.
НОГИ
5. Напомню: ребенок лежит на животике. Одной рукой легко возьмите его ногу за лодыжку, удерживая ее, а второй широко раскрытой ладонью совершайте длинные движения от лодыжки до ягодицы и - назад, вниз.
6. Обхватите ножку обеими руками и повторите этот короткий путь, но уже нежно, легонько ее сдавливая. Начните снизу от лодыжки и двигайтесь вверх, к бедру. Поменяйте направление движения, но не ослабляйте давления. Затем обхватите бедро ребенка и легонько подавите, помните его - -как на фото! - большими пальцами.
ФИНАЛ
7. Открытой ладонью совершайте длинные движения вверх-вниз по всей спине малыша: от пяток до головки и наоборот.
Вот мы и закончили массаж. Как вам кажется: у вас получилось?..
Часть 3
В НОВОМ МИРЕ
(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х МЕСЯЦЕВ)
Все, что постигает малыш за первые три месяца своей жизни - это источник радости родителей, изумления ученых и огромного удовольствия самого ребенка. Именно в это время ребенок превращается из младенца, действиями которого управляют в основном рефлексы, в совершенно определенную личность, с ярко выраженным темпераментом и своим режимом поведения: он улыбается, поднимает и держит голову, реагируя на попытки родителей играть с ним или успокоить его, издает звуки, когда с ним разговаривают, и пытается схватить различные предметы. В этот период жизни ребенок начинает запоминать определенные вещи, тянется к общению и пытается осознать собственное существование.
Однако даже у новорожденных обнаруживаются такие способности, о которых прежде никто и не подозревал. Лишь в течение нескольких последних лет ученые заинтересовались этим и провели ряд экспериментов. Раньше бытовало мнение, что младенцы едят, спят, плачут. Но оказалось, что уже через 10 минут после рождения дети локализуют звук, видят на расстоянии от 8 до 12 дюймов (примерно от 11 до 17 см) перед собой и следят за медленно движущимися - из стороны в сторону или вверх и вниз предметом. Новорожденным больше нравится цветное изображение, чем одноцветное, но больше всего они любят смотреть на лицо взрослого и слушать звук голоса, причем предпочтительнее высоких тонов (интересно, что взрослые, как правило, и стараются говорить с младенцами на более высоких тонах).
Младенец наделен и бессознательными защитными рефлексами. Например, движение головы из стороны в сторону предохраняет ребенка от удушья, руками ребенок может защитить себя от какого-либо предмета; от холода может спастись, свернувшись в клубок, дрожа и громко плача - для улучшения циркуляции крови, от резкого света может избавить себя, зажмурив глаза, а от перенапряжения - уснув. Когда ребенок чем-то недоволен, голоден или просто хочет обратить на себя внимание, он плачет.
Рефлекс, носящий название «Моро» - это ответная реакция малыша на внезапную смену положения, громкий звук или яркий свет: от испуга голова ребенка наклоняется назад, спинка изгибается, руки выбрасываются вперед, а затем быстро прижимаются к телу. Впечатление такое, будто ребенок хочет уцепиться за что-то твердое и удержаться от падения. А вот момент, о котором вряд ли догадываются многие родители: дети часто пугаются собственного крика, и под действие эффекта «Моро» ребенок начинает плакать еще громче. Чтобы успокоить малыша достаточно взять его на руки и спокойно, нежно помассировать его тельце.
Ребенок рождается также с рефлекторным позывом плыть и ходить. Вскоре эти рефлексы исчезают, чтобы проявится позже и уже в качестве сознательных действий. Плавательный рефлекс может заставить ребенка проползти, как амфибия через всю кроватку к ванне с водой. Если подержать ребенка в вертикальном положении, он поднимет ножки и опустит их, нажимая на ступни, перебирая ногами, будто шагает. Младенец также способен очень крепко держать какой-нибудь предмет пальцами.
Уже в первые недели жизни ребенок стремится поднять головку (иногда безуспешно), но ко второму месяцу жизни ребенок уже держит ее под углом 45°, лежа на животе. А концу третьего месяца малыш уже может поворачивать голову вполне осознанно, долго держит ее поднятой.
Руки младенца - еще один «индикатор» его развития. В течении первых нескольких недель они сжаты в кулачки, но к восьми неделям пальчики разжимаются, особенно в те часы, когда ребенок бодрствует. Это означает, что время рефлексов прошло, и ребенок готов к хватательным движениям, хотя держать предмет еще не может. Для многих младенцев в это время их собственные руки являются открытием! Они с изумлением вглядываются в каждое движение своих маленьких пальчиков, находя удовольствие в прикосновении одной руки к другой, с наслаждением запихивают их в рот, или весьма небрежно помахивая в сторону предметов, находящихся в поле их зрения. Наблюдение и игра с руками - огромный шаг в развитии младенца, связанный с огромными усилиями с его стороны и концентрации всех, еще невеликих, сил.
Первые три месяца жизни ребенок в основном использует касательные, зрительные и слуховые рефлексы, а также обоняние. К трем месяцам он уже видит на расстоянии от трех до двадцати дюймов (от 4 до 28 см), ему по-прежнему нравится смотреть на лица людей (предпочтительнее - на лица красивые!).
Трехмесячный ребенок способен сконцентрировать свое внимание на предмете, который находится на уровне глаз, проследить направление его движение глазами и поворотом головы. Одни и те же предметы начинают надоедать ему. К этому времени ребенок узнает членов семьи, впрочем, он узнает их с самого рождения по запаху! С самого рождения на развитие ребенка влияет огромное количество игрушек и уделяемого ему внимания, а с трех месяцев «аппетит» малыша к визуальной стимуляции обычно возрастает. Родители, занимающиеся с ребенком и ежедневно наблюдающие за ним заметят его явно растущий интерес к окружающей среде.
Сегодня медиками доказано, что ребенок слышит уже во чреве матери. Многие беременные женщины, оказавшись на концерте, замечали активное движение ребенка в животе во время громких аплодисментов. К моменту рождения у ребенка уже хорошо развит слух, а к 12 неделям он достигает уровня развития слуха взрослого. Малыш затихает, заслышав музыку или другие ритмические звуки, но в тоже время ничто не действует на него так успокаивающе, как голос матери, который он уже различает на втором месяце своей жизни.
Между вторым и третьим месяцами многие дети начинают издавать звуки, когда с ними говорят, особенно если лицо говорящего находится на близком расстоянии от лица ребенка. Многие дети так любят «разговаривать», что способны болтать сами с собой - без слушателей вообще.
Родители очень ценят такой знак внимания со стороны ребенка, как улыбку. Она появляется с самого рождения, но лишь через десять - двенадцать недель приобретает осмысленный характер. Возникает счастливый круг - улыбка малыша вызывает улыбку родителей, в ответ ребенок улыбается снова и так далее. К трем месяцам малыш улыбается уже не только «лицом», но и «телом»: изгибается и тянется к родителям. Он ищет родителей взглядом, четко определяет их место нахождение и выражает целую гамму эмоций сменой выражения лица.
Пронаблюдать, как у ребенка развивается осязание, труднее, но необходимо. Нежное прикосновение играет огромную роль в его жизни, чуть ли не бо́льшую, чем прием пищи. Опыты показали, что дети, которых кормят, но не ласкают, фактически теряют в весе. Дети кожей чувствуют, в каком состоянии находится человек, общающийся с ним - злой он и напряженный или добрый и заботливый. Прикосновение для маленького ребенка - это познание окружающего мира. Вот почему так велико значение массажа для младенца.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАСТЯЖКУ РУК
Растяжка рук придаст гибкость и силу рукам вашего ребенка, а также его плечикам и спине. Учтите совет: никогда не тяните ребенка за руки, не заставляйте его принимать то положение, которое вы считаете правильным. Если ручки ребенка полностью не достают до пола, пусть вас это не смущает. Ребенок немного подрастет, и у него все получится. Каждое управление повторить 4 раза.
1. Положите ребенка на коврик перед собой, возьмите его за руки и осторожно потяните руки вверх, к голове.
2. Положите руки малыша вдоль тела. Поднимайте их и опускайте их в ритм какой-нибудь песенки. Или произнося слова «вверх-вниз», чередуя высокие и низкие тона голоса.
3. Поднимите сначала одну, потом другую ручку ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ
Эти упражнения способствуют развитию гибкости и координации движений вашего малыша, что в дальнейшем поможет ему научиться ползать и ходить.
4. Положите ребенка на спинку перед собой. Осторожно потяните левую руку и правую ногу. Ни в коем случае не применяйте силу.
5. Рука ребенка касается его ступни. Упражнения выполняйте в заданном ритме - под песню или чтение стихов.
Упражнение повторите по четыре раза для каждой пары «рука - нога».
УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ
Это очень важный цикл упражнений, он способствует укреплению мускулов живота, шеи, спины и рук ребенка. Вначале советую вам поддерживать голову ребенка. Позднее, когда ребенок начнет справляться с этим самостоятельно, просто держите его за руки.
6. Положите малыша на спину. Одну ладонь - под голову, другой придерживайте обе его руки.
7. Осторожно приподнимите ребенка - так, чтобы он сел. Вознаградите его за усилия улыбкой и поцелуями.
8. Осторожно опустите малыша на пол.
Упражнения повторите четыре раза.
УПРАЖНЕНИЕ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ
Упражнения укрепляют мышцы спины, шеи и глаз, увеличивают способность ребенка задерживать свое внимание и следить за каким-либо предметом. Чем младше ребенок, тем более рассеянно его внимание, взгляд может быстро перемещаться на более интересные предметы. Это совершенно нормально.
9. Положите ребенка на спинку. Держите ярко раскрашенную игрушку перед глазами до тех пор, пока он не остановит на ней свое внимание.
10. Медленно двигайте игрушку направо, в центр и налево, следите, чтобы ребенок соответственно поворачивал голову и глаза. Повторите упражнение два раза.
УПРАЖНЕНИЕ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ЖИВОТА
Эти упражнения совсем несложные. Мышцы живота сжимаются при прикосновении вашей руки к телу ребенка и разжимаются, когда вы руку убираете.
11. Положите ребенка на спину. Пальцем осторожно проведите невидимые горизонтальные линии по его животу, около пупка. Каждое ваше движение заставит мышцы живота сокращаться.
12. А теперь проведите вертикальные линии. После каждого своего движения дождитесь, чтобы мышцы живота сократились.
13. Дотроньтесь до живота ребенка всей рукой: вы почувствуете, как мышцы напряглись. Теперь отпустите руку они расслабились.
Каждое прикосновение повторить 5 раз.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАСТЯЖКУ РУК МАМЫ
Это упражнение снимет вашу усталость, распрямит плечи.
14. Сядьте перед лежащим малышом, скрестите ноги. Руки сложите в «замок», отведите их назад и вверх. Нагнитесь к ребенку и оставайтесь в этой позе, считая про себя до 5.
15. Руки сзади. Медленно переходите в положение сидя. Распрямите спину, напрягите мышцы живота, поднимите голову и подбородок вверх. Сосчитав до 5, вернитесь в исходное положение.
Повторить каждое упражнение четыре раза.
УПРАЖНЕНИЕ «КОШКА»
Это упражнение снимет напряжение со спины матери, послужит хорошим тонусом для работы желудка.
16. Встаньте на четвереньки. При выдохе напрягите мышцы живота так, чтобы он стал плоским. Теперь медленно выгните спину - как кошка. Поцелуйте своего малыша, и пусть ваши волосы пощекочут живот ребенка.
17. Медленно вдохните и распрямите спину, не выгибая нижнюю часть спины.
Повторите шесть раз.
УПРАЖНЕНИЕ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА
Это упражнение поможет ребёнку самостоятельно поднять головку и грудь и укрепит мускулы спины, шеи, плечиков.
18. Положите ребёнка на живот перед собой. Свои ладони расположите под его руками и подмышками.
19. Медленно и осторожно приподнимайте верхнюю часть туловища ребёнка. Живот и бёдра малыша по-прежнему соприкасаются с полом, спина не выгибается. Медленно опустите ребёнка на пол.
Упражнение повторите четыре раза.
УПРАЖНЕНИЕ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ЖИВОТА МАМЫ.
Это упражнение укрепит мышцы живота матери, расслабляя и придавая гибкость спине.
20. Лежа на спине, согните колени. Посадите ребенка на свои бедра. Вдохните, потом выдохните, сделайте живот плоским и поднимите голову от пола. Теперь вдохните и опустите голову на пол.
21. Выдохните, напрягите живот и поднимите бедра. Опуская спину обратно на пол, дышите равномерно.
Упражнение повторите шесть раз.
УПРАЖНЕНИЕ "КАЧАНИЕ НА ЦИЛИНДРЕ".
Это движение укрепит спину и шею малыша, разовьет чувство баланса. Оно же поможет малышу научится сидеть.
22. Посадите ребенка на надувной цилиндр, придерживая его за бедра.
23. Медленно наклоните цилиндр назад - к себе, одновременно развернув ребенка в сторону.
24. Теперь поверните тело ребенка в другую сторону. Дайте малышу время сбалансировать свои движения.
Повторить упражнение три раза в каждую сторону.
Продолжение следует...