ПРИКЛЮЧЕНИЯ IQ В ОДНОЙ ШКОЛЕ

Jul 24, 2014 18:12

Лето... пора разобрать накопившиеся "завалы"... что-то выбросить, что-то вспомнить и найти... короче, генеральная уборка..
Вот и наткнулась на статью, которую в своё время сохранила. Перечитала, решила обсудить с вами))) Как вы к этому отнесётесь?

ПРИКЛЮЧЕНИЯ IQ В ОДНОЙ ШКОЛЕ


Шахматные гроссмейстеры - золотой фонд информатики
М, Эйве 
Интеллект - это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникающие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам u условиям действительности.
В. Штерн
Интеллект - это комбинированная и глобальная способность индивидуума к адекватным поступкам, здравому мышлению и эффективному взаимодействию с окружающей действительностью.
Щ. Векслер
Интеллект - это способность обрабатывать информацию. При этом под информацией следует понимать весь спектр восприятия человека.
П. ГилфорлПодспудное, размытое определение уровня интеллекта своих учеников проводит каждый учитель, не облекая в цифры: «плохие способности», «средние способности», «хорошие» и т.д. Этим не любят делиться, не желая обидеть учеников, коллег и родителей, а введение IQ считают американским изобретением, «буржуазной теорией» и очень вредным занятием.
И все же, что же такое интеллект? От чего он зависит? Чем определяется при рождении? Говорят, однажды известная актриса в беседе с известным писателем сказала: «Если бы у нас был ребенок, то, обладая моей красотой и вашим умом, он наверняка достиг бы очень многого в жизни», - на что получила ответ: «Ну я в этом не уверен, ведь может случиться и наоборот».
Внимание на врожденное различие между людьми впервые обратили философы: способности одних воспринимать и перерабатывать информацию намного выше, чем других.
Попытку измерить уровень интеллекта при помощи тестов впервые предпринял в 1904 г, Альфред Вине (Франция): по заданию министерства просвещения он исследовал умственные способности отстающих учеников. Немецкий психолог Вильям Штерн ввёл понятие показателя интеллекта (IQ), где за норму был принят уровень в 100 пунктов. Хотя и до сих пор нет точного определения интеллекта, а тесты по определению его уровня составляются весьма интуитивно, тем не менее проводить тестирование при поступлении в вуз, на работу и военную службу экономически себя оправдывает. Действительно, подготовка, например, пилота истребителя F-15 стоит около 10 млн. долл. (если готовить с нулевого уровня). По России данных нет но, очевидно, подготовка пилота МИГ-29 или Су-30 обходится не дешевле. То же самое можно сказать и о подготовке учителя, врача, инженера... Да, недешево, притом не факт, что человеку впоследствии не придется поменять профессию, а если при этом переучивание превратится еще и в трагедию личности?
Получается по Салтыкову-Щедрину: «Баланец повели, фитанец выдали, в лоро и ностро записали, а денежки-то тю-тю... Плакали-с!» Чтобы денежки не плакали, в США и странах Европы проводят тестирование, и никого это не обижает и не удивляет. Надо - значит, надо.
Обычный человек не очень-то верит в то, что интеллект социально ориентирован, но по всем признакам так оно и есть (правда, глупых и умных людей в любом слое поровну -IQ подчиняется нормальному, или гауссову, распределению, причем дети «наследуют» интеллект своего слоя). Приведу распределение IQ по различным слоям населения [к сожалению, автор не указал страну, где получены эти данные. - Ред.]

Профессиональные группы и социальные слои
IQ родителей
IQ детей

  • Высший слой: высшее управление и научные работники

153
120

  • Верхняя часть среднего слоя: административное управление, инженеры

132
115

  • Средняя часть среднего слоя: служащие, высококвалифицированные специалисты

117
110

  • Нижняя часть среднего слоя: квалифицированные работники

109
105

  • Верхняя часть нижнего слоя: работники средней квалификации

97
98

  • Средняя часть нижнего слоя: неквалифицированные работники, разнорабочие

87
92

  • Нижняя часть нижнего слоя: не имеющие постоянной работы

82
89

  • Психически больные, заключенные

57
67

Кроме социальных условий на уровень интеллекта оказывают влияние способности человека, в частности память и творчество. Мне приходилось сталкиваться с проблемой IQ с 1994 г., когда я начал участвовать в формировании команды школы для игры «Что? Где? Когда?». Регулярно проводя с этой целью тестирование, я отметил интересный факт: среди обладателей высокого IQ преобладают естественники, а не гуманитарии: соотношение показателей интеллекта естественников и гуманитариев варьируется от 4 к 1 до 2 к 1.
Первой и самой простой причиной этого факта, на первый взгляд, кажется организация игр учителем физики - «представителем естествознания», Но возможна и более глубокая причина: ученики, увлекающиеся точными науками, умеют четко организовывать свой труд и отдых; причем, отдыхая, они занимаются гуманитарными предметами: историей, музыкой и другими. Они уже умеют управлять своим временем, а следовательно, могут рассчитывать на престижную работу. Вот как, например, сложилась судьба у десяти наших выпускников - обладателей наивысшего IQ за 5 лет (имена и фамилии заменены инициалами): 
М.З.            IQ = 134     МФТИ, физик.
А.М.            IQ = 117     ПГУ, физик.
А.Б.            IQ = 125     ПГТУ, электротехник.
С.Б.            IQ = 121     УрГУ, физик.
М.М.           IQ = 122     ПГУ, историк.
Н.Б.            IQ = 128     ПГУ, экономист.
И.С.            IQ = 125     УПИ, электрик.
Н.П.            IQ = 13З     ПГУ, физик.
А.К.             IQ = 128     ИЖГТУ, прикладная математика.
Из семнадцати золотых и серебряных медалистов за 1996-2001 гг. - тринадцать естественников и четыре гуманитария: Такая же картина вырисовывается и на более низком уровне. Отсюда напрашивается приятный вывод для физиков и всех преподавателей естественных дисциплин: чем больше и глубже человек занимается естественными науками, тем выше у него интеллект. Это утверждаю не голословно, т.к, определил, IQ уже у 500-600 учеников.
Вспомним, кстати, великих: Леонардо да Винчи - гениальный художник эпохи Возрождения и не менее знаменитый ученый; Макс Планк и Альберт, Эйнштейн - хорошие скрипачи (выходили на сцену Берлинского оперного театра). Хотя соответствие физико-математических способностей человека и его IQ неоднозначно, но определенная взаимосвязь, видимо, существует! И очень приятно, что физика вносит большой вклад в формирование российской интеллектуальной элиты!
Благодарю педагогов нашей школы З.3.Мuнuярова и Т.В.Михееву (психолога) за помощь в написании этой, статьи.
Лumераmура
Зuверm Хорст. Ваш коэффициент интеллекта, - М.:ИНФРА-М, 1998.
Айзенк Г.Дж. Узнай свой IQ. - Kocтромa: ИПП «Кострома», 199З.
В.А.Хамитов,
школа N 1, пос. Октябрьский, Пермская обл.КОММЕНТАРИЙ РЕДАКТОРА. Конечно, приятно сознавать, что мы, физики, «куем» интеллектуальную элиту страны, которая, надеемся, вся не «утечет» в богатые страны, где и живется лучше, и работается легче. Но скорее всего тесты, о которых пишет В.А.Хамuтов, и составлялись на отбор именно «технических». мозгов. Да, открытие новых закономерностей и разработка новых устройств - дело недешевое, а любовь публики (и соответственно деньги) начинается уже после так называемого нулевого цикла, когда после трудных и долгих (и, как правило, плохо оплачиваемых) поисков, ошибок и неудач появляются эффектно оформленные устройства - вспомним на нашем веку внедрившиеся в жизнь световодные трансокеанские и трансконтинентальные линии связи (почти мгновенной), спутниковые средства связи, те же мобильные телефоны, персональные компьютеры, Интернет! Ученые и технари в отличие от артистов - не на виду, их деятельность зачастую невозможно оценить адекватно. Вот и разрабатывают талантливые и дальновидные менеджеры всевозможные тесты, чтобы «зря денег не тратить» и «не покупать котов в мешке». Думаю, что вряд ли потенциально хороший инженер-ученый-техник пройдет конкурс в гуманитарный вуз или творческие школы типа Щукинского училища! А кто выживет в джунглях, пустыне или на Чукотке? Большой вопрос, потому что для этого нужна уже другая сумма тоже немалых знаний. Так что любой разговор об интеллекте требует для начала определения «области существования»: где, когда и для чего.
Н.КОЗЛОВА
Газета «Физика. Первое сентября» № 11/02

Первое сентября, Физика, ПРИКЛЮЧЕНИЯ IQ В ОДНОЙ ШКОЛЕ

Previous post Next post
Up