Стрелков: Притча

Jan 26, 2017 20:20

Оригинал взят у strelkov_igorf в Притча.
Короткая средневековая притча:
Представьте себе некий средневековый город, в котором власть захватил жадный и недалёкий, но очень тщеславный феодал. Барон построил себе огромный каменный замок и собрал туда всех зодчих ,каменотесов, плотников, администраторов и прочих необходимых для строительства людей. В результате замок барона ежегодно рос вверх и ввысь, а остальной город стремительно ветшал, потому что почти весь ввозимый камень и древесина шли в замок и с каждым сезоном на долю остальных горожан оставалось все меньше и меньше строительного материала и рабочих рук. Старые дома разрушались, а новые было строить нечем и некому. Разве что внешние стены иногда кое-где ремонтировались, но и они постепенно и неуклонно ветшали. Населению было предложено либо переселяться в замок (что могли сделать немногие, так как все туда явно не вмещались), либо постепенно переходить к жизни в шалашах и землянках, построенных среди развалин.
Недалекий барон, между тем, не соображая - к чему ведет его строительная политика, радовался, что его замок все растет и хорошеет и все более грандиозно выглядит среди развалин и жалких лачуг, отстроенных до его правления. "Посмотрите - какой я соорудил себе дворец!" - хвастался он: "Никто ничего подобного сделать не смог! Постепенно он займет собой всю территорию города!" О том, что в этом случае город перестанет платить налоги - ибо в нем останутся только сам барон с приближенными и его дворовые холопы - он даже не думал. Как и не подозревал, что в этом случае денег на будущие расходы и стройматериалов на ремонт будет взять совсем негде -приближенные по традиции ничего в казну не платят (только берут, и берут много), а с холопов и можно было бы взять, да нечего.
При этом дурному барону его приближенные подсказали умную мысль, что напрямую запрещать строительство за пределами своего дворца-замка не следует. Мол, если глупые людишки, еще не подписавшие купчую крепость и не пошедшие в холопы к барону и его верным соратникам, хотят что-то построить своё собственное - то пусть строят. На это у них есть полторы калеки, которых в замок не взяли по убожеству, немного лежалой соломы и много рассыпчатой глины, а также сломанные сухие ветки с остриженных замковых тополей и некоторое количество совсем уж ветхих обломков от разобранных зданий, которыми замковые мастера побрезговали.
Многие пробовали (климат в том королевстве был неважный, зимы долгие и суровые, дожди - холодные и затяжные, а жара - жаркая и иссушающая), но чем дальше, тем хуже получалось. Пока замок не начал забирать абсолютно все камни и деревья - какие-то халупы у "частных" строителей выходили. Но потом дела пошли совсем неважно - 99% строительного материала барон приказал забирать себе и, более того (поскольку денег и стройматериалов и у него становилось все меньше и меньше, и он не понимал - почему), начали сносить вновь возведенные постройки как незаконные.
Большинство жителей города махнуло на все рукой и жили, пока живется. Кто-то записывался холопами в замок, а кто-то удовлетворялся шалашами и землянками. первые жили относительно неплохо, но вынуждены были с показной бурной радостью терпеть плевки, пинки и прочие унижения, на которые барон и его приближенные были большие мастера (поскольку начинали в качестве мелких жуликов и разбойников), а остальные - ели и спали плохо, а пинков получали еще больше, но успокаивали себя тем, что они, типа , "свободные" и, получая в морду, могут не улыбаться и не лобызать благодарно грязный сапог сюзерена.
Но погода год от года все больше портилась. Зимы становились все длиннее, морозы - морознее, дожди - мокрее, жара - жарче. Баронские мудрецы объясняли, что феодал совершенно ни в чем не виноват - просто настал "малый ледниковый период", однако горожанам в землянках от этого было ничуть не легче и они изредка, собравшись небольшими группами, пытались что-то построить.
И вот некая очередная группа собралась построить дом. Поскольку все зодчие были уже задействованы в замке, руководить строительством выбрали известного пожарного - мол, раз он умеет бревна горящие растаскивать, то, наверное, сумеет их и сложить как-нибудь. Пожарный пожевал губами и с некоторым сомнением спросил - "А стройматериалы будут?"
- "Да главное начать" - заверили сразу несколько членов артели, которые уже два десятилетия (а то и больше) принимали участие в сооружении более ранних кустарных самостроев: "Поверь нам на слово - только начнешь - как сразу все и появятся - и каменщики, и плотники, и стройматериалы! И деньги найдутся, только начни!"
Пожарный посомневался еще, но что-то делать надо? - Не замерзать же на морозе в следующую зиму? Объявил о строительстве на близлежащем рынке и сел ждать - когда прибудут обещанные ресурсы. А остальные участники консорциума занялись еще более увлекательным (и очень привычным) делом - начали спорить между собой - что возводить будут. Одни говорили:
"Построим общежитие из красного кирпича! Оно отвечает нашим эстетическим запросам и позволит о удовлетворить запросы максимального количества граждан. Будет бедненько, но за то справедливо".
Другие ответили:
"Нет, надоели нам общаги! Давайте построим таунхаус с отдельными комфортными квартирами. Пусть народу вместится поменьше, но самые достойные получат возможность жить достойно!".
Кое-как, через полгода, с огромным трудом, криками и скандалами, пришли к ощущению ,что строить надо пусть не таунхаус, но и не барак-общагу, а что-то типа брежневской девятиэтажки - пока, до лучших времен. О чем и прописали в декларации (но при этом всякий про себя остался при своем мнении). Попытались декларацию распространить среди остальных горожан, чтобы те скинулись деньгами и вообще помогли чем-нибудь.
Однако барон и его приближенные не дремали. "Это что же?" - завозмущались они: "Мы тут стараемся, строим-строим себе замок, а какие-то нищие смерды, вместо того, чтобы у нас в ногах валяться, чтобы мы их к себе в холопы взяли, опять собственное строительство затеяли? Не бывать этому". Но поскольку барон (в глубине мелкой души) был большой либерал и зима была близко, напрямую солдат всех заарестовать все же не послал. Пошли другим путем: место под стройплощадку заняли под плац для разучивания прославляющих барона гимнов, объявили феодальную монополию на каждый камень и бревно, ввозимые в город, а также категорически запретили всем замковым каменщикам, плотникам и зодчим не то что помогать в строительстве, но даже близко подходить к бывшему пожарному. А холопов своих (из тех ,что поязыкастее) отправили по базарам и рынкам разносить слух, что пожарный - прокаженный и сифилитик. И всякий, кто к нему приблизится, сгниет заживо, а потом будет гореть в геенне огненной - о чем довел до местных клириков местный епископ (давно живший в замке с титулом Архихолопа).
По стенам окрестных зданий расставили арбалетчиков с приказом расстрелять любого участника предполагаемого строительства, если тот попробует хоть камешек или палочку стащить. "Глина, ветки и гнилая солома у них есть? Вот пусть и строят - а мы посмотрим и посмеемся" - так постановили советники пресветлого барона.
Увидел отставной пожарный, что ни денег, ни стройматериалов ему не несут, и попробовал сам найти и, заодно, мастеров хоть каких-то к работе привлечь. Побегал, шапку поломал, покланялся - все без толку. (Кстати, о своем попрошайничестве он не очень-то в консорциуме распространялся даже среди ближайших соратников - ибо стыдно ему было - это раз, и два - понимал, что из-за баронской политики явно ему никто и гроша ломаного не даст, - только если тайно). Мастера же (не все, но некоторые - кто посмелее и в холопах еще не вполне освоился) пожарному очень сочувствовали и говорили (шепотом), мол, "прав ты, строить надо и мы с радостью бы подмогли, да вот только могут из замка на мороз голышом выкинуть, а у нас - семьи, рыбки, коты и дочки на выданье". И т.п. ... Некоторые же всерьез спрашивали, - "А правда у тебя сифилис и ты еретик прокаженный?" - И, получив отрицательный ответ, все же сомневались, поскольку привыкли к тотальном вранью в баронском замке и разучились кому-либо верить вообще.
Прошел год, на дворе заметно похолодало, но зима еще не наступила и многим показалось, что осень затянется еще на многие месяцы а то и годы (пьесу "Игра престолов" почти все смотрели).
И на годовщину основания консорциума собрались его члены и начали подводить итоги. А в итоге выяснилось, что в задуманном деле "и конь не валялся". Один самый крикливый (из тех ,кто больше и горячее всего убеждал пожарного, что "надо нАчать - и усё найдется") возопил: "Это все оттого, что не прислушались к моей идее построить элитный таунхаус! Я под него и спонсоров почти нашел!" И пошел, и поехал... Другие тоже заворчали: "Где проект? Одной декларации мало! Проект давай с чертежами!".
Пожарный (он ведь не такой осел на самом деле был, чтобы считать себя квалифицированным строителем) резонно (на его взгляд) возразил, что не понимает - как можно рисовать проект, если нет даже отдаленного понимания - сколько будет стройматериалов или денег на их закупку, где и какова будет стройплощадка и будет ли она вообще.
- "Нет, вы его только послушайте!" - возмутился самый крикливый (при осторожной поддержке народившейся около фракции). - "Он что, не понимает, что заинтересовать вероятных спонсоров можно только готовым проектом? А проект готов только у меня - на таунхаус элитный! или принимайте мой проект, или..."
Пожарный обоснованно возразил, что в декларации про таунхаусы конкретно не сказано, да и сам крикун палец о палец не ударил, чтобы что-то начертить. При этом очередной раз признался в том, что никогда не скрывал - что он - не зодчий и даже не каменотёс, и согласился возглавить вероятное строительство только на жестокое безрыбье... просто потому, что по-настоящему годные - практически все либо уже холопами в замке работают, либо стоят в очереди на вакантное холопство, ежели оное появится.
В общем, если писать коротко, крикун громко хлопнул соломенной дверью и выйдя в кривой грязный проулок, громко возопил о том, что он более с "этими бездарями" рядом в одном нужнике не сядет. (Возможно - в надежде, что его заметят и, оценив эффективность, поставят в очередь на холопство в замковой прихожей. Возможно - нет, но писателю совершенно без разницы). И долго еще в переулке слышался удаляющийся вопль крикуна, в сопровождении толпы радостно улюлюкающих холопов и подпевал направляющегося к ближайшему трактиру, где он трудился сочинителем и рассказчиком сказок про "богатых и успешных холопов".
...
Можно по-разному относиться к крикуну и ему подобным. Не об этом речь. Проблема заключается в том, что за год, действительно, в деле строительства продвижения - "ноль". А строить все равно надо. Поскольку альтернатива очень нерадостная - какое-то время погреться на пожаре баронского замка (он, рано или поздно, обязательно случится). Пожарному-то, в общем, это не страшно - он привычный. А вот каково будет остальным? Совсем без крыши над головой зимой на морозе остаться?
Поэтому вопрос о строительстве остается актуальным. И пожарный еще не раз пройдется по кругу, ломая шапку перед немногими торговцами и
трактирщиками, которые еще не охолопились окончательно. Уговаривая вспомнить о том, что в случае пожара бежать им будет некуда. А крыша над головой все равно понадобится.
)(

Это только мне кажется, что в сей средневековой байке отсутствует некий эпизод?)
Previous post Next post
Up